Дислексия школьников

Дислексия — это умственное расстройство, которое характеризуется неспособностью человека научиться читать. Дети с дислексией не могут быстро распознавать слова и складывать их в предложения, а еще им трудно воспринимать новую информацию в текстовом виде и произносить слова по слогам. Другими словами, школьникам с дислексией трудно читать и говорить написанный текст вслух.

Дислексия школьников

К сожалению, обычно это заболевание сопровождается также неспособностью писать и трудностями в выполнении математических подсчетов.

Стоит отметить, что больные дислексией не является умственно отсталыми. Напротив, большинство из них обладают высокими умственными способностями. Их несостоятельность читать и писать не имеет никакого отношения к уровню IQ и образования.

Кого чаще всего поражает дислексия?

Дислексия — это заболевание, которое чаще всего обнаруживают у детей в довольно раннем возрасте. Впрочем, несмотря на то, что это заболевание можно диагностировать на начальных этапах жизни, в школе, с годами оно только ухудшается и приводит к развитию серьезных осложнений.

Согласно статистике, дислексией болеет около 5-10% всего мирового населения. На практическом уровне эти данные имеют следующий вид: если в классе есть 25 учеников, хотя бы один из них является дислектиками.

Как дислексия влияет на школьника?

Первые проблемы в дислектиками появляются уже в начальных классах школы. Несостоятельность научиться быстро читать и воспринимать текст создает огромный барьер для этих детей на пути к успешности. К тому же, заболевания негативно влияет не только на оценки детей, но и на их личностное развитие и даже может существенно снизить их самооценку.

В большинстве случаев дислексия вызывает потерю интереса к чтению. Со временем это может привести к таким негативным последствиям:

  • Маленький или ограничен словарный запас
  • Проблемы с восприятием текста
  • Неспособность понять и сделать выводы из сложных текстов.

Обычно школьники с дислексией прекрасно осознают присутствие заболевания и ограничений, которыми оно сопровождается. Это объясняет, почему дислектики часто имеют низкую самооценку и страдают от избыточного нервозности или депрессии.

Причины развития дислексии

Мы поможем вам понять, кто именно находится в группе риска и почему у некоторых людей возникает эта болезнь с помощью объяснения особенностей процесса восприятия информации.

Как именно мы читаем и пишем?

Когда речь идет об умении человека читать и писать, приемлемой гипотезой для объяснения этого явления является дуальная модель восприятия информации. Согласно этой гипотезе, для того, чтобы написать слово, человек должен:

Восстановить слово в памяти, если оно вам уже знакомо. Это называется «лексическим способом» воспроизведение информации. То есть, мы сохраняем текст в памяти, полагаясь на его вид при написании. Например, ребенок выучил словосочетание «ванная комната». Когда он захочет воспроизвести это слово на бумаге, то вытащит его из так называемой «казны слов».

Другим способом воспроизведения слова является превращение фонем, которые его формируют, в графемы. То есть, звуки нужно превратить в графическое изображение, им соответствует. Эта же техника применяется и при написании новых слов. Знание, которое помогает нам превращать фонемы в графемы, мы приобретаем еще в детстве. Когда мы изучаем азбуку, то усваиваем информацию, буква «Б» представляет один звук, тогда как буква «С» — другой. Именно это позволяет писать даже те слова, которые нам не приходилось слышать раньше. На самом деле этот подход является невероятно простым, ведь мы изучаем звуки, которые составляют слова, и просто изображаем их на бумаге. В основу этой интересной теории легли результаты последних исследований по нейровизуализации, поскольку существование анатомических особенностей каждого отдельного человека также нельзя игнорировать.

Что происходит при дислексии в мозге человека?

В целом дислексия свидетельствует о несостоятельности тех участков мозга, которые отвечают за речь и понимание, выполнять свои функции.

Какие участки мозга человека отвечают за способность говорить и читать?

  1. Главной участком, отвечает за речь, является зона Брока. Она располагается в лобной части доминантного полушария головного мозга. Для большинства людей доминантной является левое полушарие, тогда как у каждого левши доминирует правое полушарие. Именно эта часть мозга отвечает за умение человека различать предметы по названиям, произносить слова вслух и читать о себе.
  2. Вторым речевым центром является зона Вернике. Она располагается между височной и теменной частями доминантного полушария головного мозга. Основной функцией этого участка мозга является распознавание слов, которые мы слышим. Также в этой зоне сохраняется информация о правильную последовательность формирования слов в словосочетания и предложения.
  3. Существует еще одна важная зона, которая также отвечает за способность человека говорить, читать и писать. Она располагается между теменной и затылочной участками коры головного мозга. Основной функцией этой зоны является формирование звуков в слова.

Какие бывают виды дислексии?

  1. Фонологическая дислексия. Люди с этим видом дислексии используют визуализацию для восприятия информации. Это означает, что они «визуально» читают слова. То есть, эти люди с легкостью читают уже знакомые для них слова, однако не могут прочитать новые.
  2. Поверхностная (визуальная) дислексия. Такие больные пользуются фонологических методом при чтении, то есть читают слова по слогам. Именно поэтому им трудно читать слова, произношение которых отличается от написания.
  3. Смешанная или глубокая дислексия. Этот вид дислексии является серьезным, потому что больные него есть проблемы как с визуальным, так и с фонологических методами восприятия информации. Дислектики со смешанным и глубоким видом заболевания плохо читают, делают много орфографических ошибок при написании слов и даже путают значения различных понятий.

Лечение дислексии

Проблема лечения дислексии является невероятно важной, ведь благодаря правильной терапии можно предотвратить развитие серьезных проблем как в учебном, так и в эмоциональном плане. Статистика показала, что программа реабилитации больных дислексией детей дает невероятные результаты.

К основным методам преодоления дислексии относятся:

  • Занятия с репетиторами
  • Терапевтические занятия с логопедами
  • Изучение различных учебных техник

Использование аудиозаписей и упражнений для закрепления материала, изученного на уроке.

Важную роль в процессе лечении дислексии играет поддержка родных и близких людей. Нужно не только регулярно мотивировать детей на достижение успехов в учебе и личной жизни. Родители также должны уделять внимание дополнительным занятиям, которые облегчат процесс обучения для их детей. Если родные придерживаться этих простых советов, через некоторое время их ребенок будет демонстрировать значительные успехи в чтении и письме.

Методы лечения дислексии

Очень важно, чтобы школьник принимал активное участие в занятиях, которые положительно влияют на самооценку, в частности занималась спортом или посещала кружки. Это поможет больному отвлечься от проблем и поднять настроение.

Обратите внимание: если вы заметили, что ребенок постоянно находится в подавленном состоянии или страдает чрезмерной нервозность, немедленно обратитесь к врачу.

Оставьте отзыв

Польза красных и пантеровых шляпок грибов
Кодирование от алкоголизма по Довженко
Рахит у детей
Преображение улыбки: эстетическое стоматологическое протезирование