Доступность фармацевтической помощи

Доступность фармацевтической помощи — один из важнейших социально-экономических показателей развития системы здравоохранения, характеризующий состояние урегулирования нормативного и организационного обеспечения возможности получения квалификационной фармацевтической помощи. В соответствии с рекомендациями ВОЗ по формированию Национальной фармацевтической (лекарственной) политики доступности фармацевтической помощи рассматривают как глобальную цель развития отрасли. Доступность фармацевтической помощи предусматривает две составляющие — физическую и социально-экономическую.

фармацевтика

Физическая составляющая доступности фармацевтической помощи определяет предложение населению качественных лекарств в нужном количестве и ассортименте, реализуемой с помощью собственного производства лекарственных препаратов (ЛП), их импорта и системы реализации прежде всего через аптечную сеть. Важным критерием обеспечения этого вида доступности фармацевтической помощи законодательно утверждены географические (установление норм пешеходной доступности между аптеками) и демографические (установление норматива количества жителей, должна обслуживать одна аптека) нормы размещения учреждений здравоохранения, которые проводят розничную реализацию лекарственных препаратов населению. Такие нормы направлены на регулирование общей численности аптек и рациональности их размещения. В среднем по России одна аптека вместе с аптечным пунктом обслуживает 2,2 тыс. Человек, что в целом соответствует европейским показателям.

Социально-экономическая составляющая доступности фармацевтической помощи определяется покупательной способностью пациента и эффективным использованием имеющихся финансовых ресурсов государства и содержит систему формирования спроса на препараты (ассортимент, качество и количество лекарств, необходимых для охраны здоровья населения) стоимость лекарств и факторы, влияющие на цену (политику формирования цен, создание конкурентной среды на фармацевтическом рынке) целенаправленный отбор, рациональное назначение и применение лекарств (создание и внедрение протоколов и стандартов лечения, формулярной системы); систему государственной компенсации расходов пациента на лекарства. Социально-экономическая доступность фармацевтической помощи частично обеспечивается регуляторным влиянием государства на процесс обращения лекарств на рынке, государственной таможенной и налоговой политикой, ограничениями торговых надбавок и, безусловно, рыночными принципами функционирования рынка.

В мировой практике социально-экономическая доступность фармацевтической помощи определяется с помощью показателя — «среднестатистическое потребление лекарств на душу населения», который рассчитывают для различных стран и регионов за определенный период (месяц, квартал, год), с учетом макрофинансовых показателей в стране, в частности курса и покупательной способности национальной валюты.

В России социально-экономическая доступность фармацевтической помощи учитывает уровень доходов граждан и определяется по следующим показателям: показателем доступности амбулаторной фармацевтической помощи, показателем адекватности социальной защиты, показателем адекватности бюджетного финансирования.

Показатель доступности амбулаторной фармацевтической помощи (Da) характеризует доступность основных лекарств, приобретенных за средства населения, которое работает по формуле:

доступность основных ЛП

где Ix — индекс изменения средней заработной платы за определенный период; I g — сводный индекс цен на ЛП за определенный период.

Доступность фармацевтической помощи для малообеспеченных слоев населения, в частности безработных, пенсионеров и льготного контингента, определяют по показателю адекватности социальной защиты или социальной доступности (Dc) по формуле:

показатель адекватности социальной защиты или социальной доступности

Доступность фармацевтической помощи гражданам страны, которые находятся на лечении в стационарных отделениях учреждений здравоохранения в соответствии с нормами действующего законодательства предоставляется бесплатно за счет государственного и местных бюджетов, поэтому ее доступность определяется показателем адекватности бюджетного финансирования (Dc) в соответствии с формулой: где Zmin — минимальная заработная плата в стране; Vk — прожиточный минимум за исследуемый период; Ig — сводный индекс цен на ЛП за этот же период.

показатель адекватности бюджетного финансирования

С целью повышения экономической доступности фармацевтической помощи и достижения максимального значения (D = 1) уровень цен акцепта на ЛП не должен превышать уровня справочных цен, минимальная заработная плата в государстве должен приближаться к объему потребительской корзины, а объемы финансирования государственных программ — до объемов потребностей соответствующими програмами, где: Pa — цена акцепта на ЛП; Pw — справочная (индикативная) цена на определенный ЛП; Vf — объем (фактический) бюджетного финансирования определенной государственной программы за исследуемый период; Vn — объем бюджетного финансирования определенной государственной программы.

Оставьте отзыв

Регулярный ночной голод — опасный симптом
Почему дневной сон полезен
Робот удалил опухоль лучше хирургов
Бактерии в рту могут вызвать заболевания кишечника
Синдром Секкеля
Синдром Секкеля и врожденная карликовость
Эбола: распространение, симптомы, диагноз, лечение
Что такое МРТ
Что такое МРТ: как его делают, как работает, типы
гравитация только теория
Что такое научная теория?
Просыпаться надо без будильника
Почему мы чихаем и как это делать правильно?
Выбираем безопасные и вредные покрытия для пола
Как часто надо менять кухонную губку
9 народных средств от болезни витилиго
От простуды и гайморита спасет дедовский рецепт
Луковый бальзам против простуды
Хрен и лук помогут от облысения
Что может вызвать слизь в стуле?
Цвет мочи
Что цвет мочи говорит о здоровье
Симптомы дефицита и передозировки витамина А
СПКЯ или щитовидка?
СПКЯ или щитовидка?