Лечение травами с древности до XIX века

В эпоху медицинской специализации, в которой специалист по неврологии будет мало знать о новейших разработках в медицине для ушей, носа и горла, трудно представить себе практики более раннего времени, когда исцеление носило холистический характер и в значительной степени опиралось на магию, мистику и вековые устные традиции.

С древних времен лекарственные растения играли решающую роль в поддержании здоровья и благополучия человечества. Например, льняное семя (Linum usitatissimum) обеспечивало человека питательным пищевым маслом, топливом, косметическим бальзамом для кожи и волокном для изготовления ткани. В то же время оно использовался для лечения таких заболеваний, как бронхит, заложенность дыхательных путей, фурункулы и ряд проблем с пищеварением. Учитывая пользу этого растения и многих других, неудивительно, что большинство культур считались волшебными и с лекарственными способностями. Разумно предположить, что в течение десятков тысяч лет травы, вероятно, использовались как для ритуальных магических сил, так и для лечения. Например, было обнаружено, что 60 000-летний могильник, раскопанный в Ираке, содержал восемь различных лекарственных растений, включая эфедру (Ephedra sinica). Включение растений в гробницу предполагает, что они имели сверхъестественное значение, а также лекарственную ценность.

шива

Традиционно считается, что Шива, индуистский бог, который наблюдает за здоровьем, живет под деревом bael, важным лекарственным растением в Индии.

В некоторых культурах растения считались душами. Даже Аристотель, греческий философ 4-го века, считал, что растения имеют «психику», хотя и в меньшей степени, чем человеческая душа. В индуизме, который восходит по меньшей мере к 1500 до н.э., многие растения являются священными для конкретных божеств. Например, дерево бэль (Aegle marmelos), как говорят, защищает Шиву, бога здоровья, под его ветвями.

В средневековой Европе в «Доктрине подписей» указывалось, что существует связь между тем, как выглядело растение, «сигнатурой» Бога и тем, как ее можно использовать в медицине. Например, пятнистые листья медуницы (Pulmonaria officinalis) считались похожими на легочную ткань, и растение все еще используется для лечения заболеваний дыхательных путей.

Даже в западных культурах сохраняются верования в растительные духи. До первой половины XX века британские сельскохозяйственные рабочие не собирались срубать старшие деревья (Sambucus nigra), опасаясь вызвать гнев Старшей Матери, духа, который жил и защищал дерево.

Аналогичным образом коренные народы Анд в Южной Америке считают, что растение коки (Erythroxylum coca) защищено мамой Кокой, духом, которого нужно уважать и умиротворять, если листья собираются и используются.

Шаманская медицина

омела

Омела, которую друиды называли «золотой веткой», занимала центральное место в своих шаманских религиозных и исцеляющих церемониях. У Друидов было хорошо развитое знание лекарственных растений.

Сегодня во многих традиционных обществах считается, что мир сформирован добрыми и злыми духами. В этих обществах считается, что болезнь происходит от злокачественных сил или владения злых духов. Если член племени заболевает, шаман («медицина» — мужчина или женщина) должен вмешаться в духовный мир, чтобы вызвать излечение. Шаманы часто входят в духовное царство с помощью галлюциногенных растений или грибов, таких как аяхуаска (Banisteriopsis caapi), собираемых амазонскими шаманами, или мухомор (Amanita muscaria), взятых традиционными целителями сибирских степей. В то же время шаман обеспечивает медицинское лечение для физических нужд пациента — закладывает бальзам и сжимает на раны, отваривает отвары и лает для внутреннего лечения, стимулирует потоотделение при лихорадках, и так Омела, которую друиды называют «золотой веткой», занимали центральное место в своих шаманских религиозных и исцеляющих церемониях. У Друидов было хорошо развитое знание лекарственных растений.

Такое лечение основано на богатстве изученных растений и знаний, передаваемых в устной традиции из поколения в поколение.

Развитие медикаментозных знаний

Общепризнанно, что наши предки имели в своем распоряжении широкий спектр лекарственных растений и что они также обладали глубоким пониманием целебных свойств растений. Фактически, вплоть до 20-ого столетия, у каждой деревни и сельской общины был богатый травяной фольклор. Испытанные и проверенные местные растения собирались для целого ряда общих проблем со здоровьем и принимались в виде чаев, в качестве лосьонов или даже смешивались с салом и втирались в виде мази.

Но каково происхождение всего этого? Окончательных ответов нет. Очевидно, что острое наблюдение в сочетании с методом проб и ошибок играет доминирующую роль. Человеческим обществам предстояло много тысяч лет, чтобы наблюдать за эффектами — и хорошими, и плохими — употребления в пищу определенного корня, листа или ягоды. Наблюдение за поведением животных после того, как они съели определенное растение, также добавило многое к лекарственным знаниям. Если вы наблюдаете за овцой или крупным рогатым скотом, они почти безошибочно направляют путь мимо ядовитых растений, таких как клевер (Senecio jacobaea) или олеандр (Nerium oleander). Помимо такого тщательного наблюдения, некоторые люди предположили, что у людей, как и у пасущихся животных, есть инстинкт, который распознает ядовитые, а не лекарственные растения.

Древние цивилизации

чеснок

Чеснок является родным для Азии, но он был с готовностью принят за свои лечебные и кулинарные качества на Западе.

По мере того, как в Египте, на Ближнем Востоке, в Индии и Китае цивилизации росли с 3000 г. до н. э., использование трав стало более сложным, и были сделаны первые письменные отчеты о лекарственных растениях. Египетский папирус Эберса 1500 г. до н.э. — самый ранний сохранившийся пример. В нем перечислены десятки лекарственных растений, их использование, а также связанные заклинания и заклинания. Травы включают мирру (Commiphora molmol), касторовое масло (Ricinus communis) и чеснок (Allium sativum). В Индии, Веды, эпические стихи, написанные в 1500 г. до н.э. также содержат богатый материал по травяным знаниям того времени. За Ведами последовало писание Чарака Самхита, написанное врачом Чаракой. Этот медицинский трактат включает информацию о 350 травяных лекарствах. Среди них вишнага (Ammi visnaga), трава ближневосточного происхождения, которая недавно доказала свою эффективность при лечении астмы, и gotu kola (Centella asiatica), которая уже давно используется для лечения проказы.

К 500 годам в развитых культурах медицина стала отделяться от магического и духовного мира. Гиппократ (460-377 г. до н.э.), греческий «отец медицины», считал болезнь естественным, а не сверхъестественным явлением, и он считал, что медицина должна быть дана без ритуальных церемоний или магии. В самом раннем китайском медицинском тексте, классическом внутреннем лечении желтого императора, написанном в I веке до н. э., Акцент на рациональной медицине также очевиден: «При лечении болезни необходимо исследовать весь контекст, внимательно изучать симптомы, наблюдать за эмоциями и отношениями. Если кто-то настаивает на присутствии призраков и духов, нельзя говорить о терапии».

Основание основных травяных традиций 300 г. до н.э.-600 н.э.

Торговля между Европой, Ближним Востоком, Индией и Азией уже шла полным ходом к 2-ому столетию до н.э., и были созданы торговые маршруты многих лекарственных и кулинарных трав. Например, гвоздики (Eugenia caryophyllata), которые являются родными для Филиппин и Молуккских островов вблизи Новой Гвинеи, были импортированы в Китай в третьем веке до н. э. и впервые прибыли в Египет около 176 н.э. С течением веков популярность гвоздики росла, и к 8-му веку их сильный ароматический вкус и мощные антисептические и анальгетические свойства были знакомы по всей Европе.

Поскольку торговля и интерес к травяным лекарствам и специям процветал, различные авторы пытались сделать систематические записи о растениях с известным лекарственным действием и записать их свойства. В Китае классика Божественного мужей (Shen’nong Bencaojing), написанная в I веке н.э., насчитывает 364 статьи, из которых 252 — это травяные лекарства, в том числе буплёрум (Bupleurum chinense), мать-и-мачеха (Tussilago farfara) и солодка уральская (Glycyrrhiza uralensis). Этот даосский текст заложил основы для непрерывного развития и совершенствования китайской травяной медицины до наших дней.

гален и гиппократ

Гален и Гиппократ, два выдающихся врача классической эпохи, обсуждают эту воображаемую сцену, изображенную на фреске.

В Европе 1-го века греческий врач по имени Диоскорид написал первый европейский травяной препарат De Materia Medica. Его намерение состояло в том, чтобы произвести точную и авторитетную работу по травяным лекарствам, и в этом он был чрезвычайно успешным. Среди многих упомянутых растений — можжевельник (Juniperus communis), вяз (Ulmus carpinifolia), пион (Paeonia officinalis,) и лопух (Arctium lappa). Текст, содержащий в общей сложности около 600 видов трав, должен был иметь удивительное влияние на западную медицину, являясь основным эталоном, используемым в Европе до XVII века. Он был переведен на такие разнообразные языки, как англосаксонский, персидский и древнееврейский. В 512 н.э. De Materia Medica стала первым травяным растением, в котором были представлены фотографии растений. Написанная для Джулианы Арника, дочери римского императора Флавия Авичия Олбриуса, в ней было почти 400 полноцветных цветных иллюстраций.

4 качества галена

«Четыре качества» Галена, которые, как он думал, составляли человеческую конституцию.

Гален (131-200 гг.), Врач римского императора Марка Аврелия, оказал столь же глубокое влияние на развитие фитотерапии. Гален черпал вдохновение из Гиппократа и основывал свои теории на «теории четырех чувств». Его идеи сформировались, а некоторые, скажем, исказили медицинскую практику в течение следующих 1400 лет. В Индии и в Китае разработаны медицинские системы, несколько напоминающие теорию четырех настроений, которые пережили до наших дней.

Хотя европейские, индийские и китайские системы сильно отличаются друг от друга, все они считают, что дисбаланс в составных элементах тела является причиной болезни, и что цель целителя заключается в восстановлении равновесия, часто с помощью лекарственных трав.

Народное лечение в средние века

Однако теории галенических, аюрведических (индийских) и традиционной китайской медицины почти ничего не значили для большинства населения мира. Как и в наши дни, для некоторых коренных народов, которые имеют ограниченный доступ к обычным лекарствам, в прошлом большинство деревень и общин полагалось на услуги местных «мудрых» мужчин и женщин для лечения. Эти целители почти наверняка не знали конвенций схоластической медицины, но благодаря ученичеству и практике в лечении болезней, посещении родов и использованию местных трав в качестве натуральной фармации, они разработали высокий уровень практических медицинских знаний.

Опийный мак

Опийный мак, уроженец Азии, дает смолу, которая давно курила за ее наркотический эффект. Основной активный компонент, морфин, был впервые выделен в лаборатории в 1803 году и используется для облегчения боли.

Мы склонны недооценивать медицинские навыки явно неразвитых сообществ, особенно во времена так называемого средневековья в средневековой Европе, но очевидно, что многие люди имели удивительно глубокое понимание медицины растений. Например, недавние раскопки в монастырской больнице 11-го века в Шотландии показали, что монахи использовали экзотические травы, такие как опийный мак (Papaver somniferum) и марихуану (Cannabis sativa), как обезболивающие и обезболивающие средства. Подобным же образом, травники в Myddfai, деревне в Южном Уэльсе, очевидно, знали о работах Гиппократа в 6 веке и использовали широкий спектр лекарственных растений. Тексты, которые были переданы из этой травяной традиции, наполнены захватывающей смесью суеверия и мудрости. Этому служат два рецепта рукописи 13-го века. Первый рецепт мог бы написать современный, научно обученный травник; Второе, надо полагать, чистое воображение:

Укрепить зрение

Возьмите Eyebright и Red Fennel, горсть каждого и половину горстки Rue, перегоняйте и ежедневно мойте глаза.

Разрушить червя в зубе

Возьмите корень кошачьего уха, синяк и примените к зубу пациента три ночи, и это убьет червя.

Исламская и индийская медицина 500-1500 гг.

Народная медицина в значительной степени не пострадала от радикальных сил истории, но западная схоластическая медицина сильно пострадала от упадка Римской империи.

корень женьшеня

Женьшень использовался как тонизирующее средство в китайской медицине в течение как минимум 5000 лет.

Именно благодаря расцвету арабской культуры в 500-1300 гг. сохранились и развились завоевания классического греческого и римского периода. Распространение исламской культуры вдоль Северной Африки и в нынешние Италию, Испанию и Португалию привело к созданию известных медицинских школ, особенно в Кордове в Испании. Арабы были экспертами-фармацевтами, смешивая и смешивая травы для улучшения их лечебного эффекта и их вкуса. Их контакты с индийскими и китайскими медицинскими традициями означали, что у них был замечательный набор медицинских и травяных знаний, которые можно было использовать и развивать. Авиценна (980-1037 гг.), автор Канона Медицины, был самым известным врачом того времени, но, возможно, самая необычная травяная связь была сделана за столетие до его времени Ибн Кордоба, бесстрашного арабского моряка, который принес корень женьшеня (Женьшень «Панакс», стр. 118) из Китая в Европу. Это ценное тонизирующее растение должно было регулярно ввозиться в Европу с XVI века. Дальше на восток, в Индии, 7-й век увидел золотой век медицины. Тысячи студентов изучали аюрведу в университете, особенно в Наланде. Там ученые записывали медицинские достижения того времени, с такими достижениями, как развитие больниц, родильных домов и посадка лекарственных трав.

Центральная и Южная Америка

На другой стороне мира древние цивилизации Центральной и Южной Америки — майя, ацтеки и инка — имели травяные традиции с глубоким пониманием местных лекарственных растений. В одном из рассказов рассказывается о том, как инки завозили местных травников из нынешней Боливии в свою столицу Куско в Перу из-за огромных возможностей травников, которые, по общему мнению, включали выращивание пенициллина на зеленых банановых шкурах.

В то же время медицина и религия по-прежнему тесно переплетаются в этих культурах, возможно даже в большей степени, чем в Европе. Один ужасный рассказ рассказывает об ацтеках, страдающих кожными заболеваниями, которые пытались успокоить бога Xipe Totec, надев обвисшие шкуры жертвенных жертв. К счастью, сверхъестественное обращение к богам было не единственным средством, чтобы облегчить это и другие страдания. Многие травы были доступны в качестве альтернативных методов лечения, включая сарсапариллу (Smilax spp.), тонизирующую и очищающую траву, которая использовалась для лечения различных кожных заболеваний, включая экзему и псориаз.

Возрождение европейской стипендии 1000-1400 гг.

Фронтисписное украшение

Фронтисписное украшение для первого иллюстрированного травяного, Dioscorides ‘De Materia Medica, произведенного в Constantinople в 512 ce.

Поскольку европейские ученые медленно начали усваивать уроки арабского медицинского обучения в раннем средневековье, классические греческие, римские и египетские тексты, хранящиеся в библиотеках Константинополя (позднее Стамбул), отфильтровывались обратно в Европу, были созданы больницы, медицинские школы и университеты. Возможно, наиболее интересной среди них была медицинская школа в Салерно на западном побережье Италии. Она не только позволяла студентам из всех конфессий — христианам, мусульманам и евреям — изучать медицину, но также позволяла женщинам обучаться в качестве врачей. Тротла, женщина, написавшая книгу по акушерству, практиковала и преподавала там в 12 веке. Травы, конечно, были центральными в процессе заживления. Послание из салернской школы по шалфею (Salvia officinalis) гласило: Сальвия сальватрикс, натура примиренческая (мудрец, спаситель, природа, посредник).

К 12-ому столетию торговля с Азией и Африкой расширялась, и новые травы и специи регулярно импортировались в Европу. Хильдегард из Бинген (1098-1179), знаменитый немецкий мистик и травяной авторитет, считал галангал (Alpinia officinarum) — используемым в Азии в качестве согревающей и питательной приправой для пищеварительной системы — «Данный Богом для обеспечения здоровья и защиты от болезней».

Азиатское объединение

Путешествие Марко Поло в Китай

Путешествие Марко Поло в Китай в XIV веке открыло двери для процветающей взаимной торговли товарами, включая лекарственные травы, между Востоком и Западом. В конце концов, экзотические травы, такие как имбирь, корицы и гвоздики, стали широко использоваться в европейской медицине и кулинарии.

Поездки Марко Поло в Китай в XIV веке совпали с объединением всей Азии от Желтого моря в Китае до Черного моря в юго-восточной Европе Чингисханом и его внуком Хубилай-ханом, столица которого находилась в Китае, недалеко от Пекина. Этим завоеваниям не угрожали ни китайские, ни аюрведические медицинские традиции. Монгольские правители строго запрещали использование некоторых токсичных растений, таких как аконит (Aconitum napellus), но их указ, возможно, содержал элемент самоходного плавания Марко Поло в Китай в XIV веке, открыл дверь для процветающей взаимной торговли товарами, включая лекарственные травы, между Востоком и Западом. В конце концов, экзотические травы, такие как имбирь, корицы и гвоздики, стали широко использоваться в европейской медицине и кулинарии.

Рукописная страница

Рукописная страница из англосаксонской книги около 1050 г., иллюстрирующая надземные части и корневую систему лекарственного растения.

Рукописная страница из англосаксонской травы около 1050 н.э., иллюстрирующая надземные части и корневую систему лекарственного растения. Сохранения, учитывая альтернативное использование аконита в качестве стрелкового яда, который можно было бы использовать против правящих властей. Более того, монгольская унификация, возможно, способствовала установлению более тесных связей между двумя медицинскими дисциплинами.

В других частях Азии, таких как Вьетнам и Япония, китайская культура и медицина оказали основное влияние. Хотя кампох — традиционная фитотерапия Японии — свойственна этой стране, ее корни связаны с китайской практикой.

Торговля между континентами 1400-1700

Торговые пути медленно расширялись в средние века, принося с собой экзотические новые травы. С 15-го века и далее взрыв торговли привел к тому, что в Европе стало доступно множество рога изобилия новых трав. Они включали такие растения, как имбирь (Zingiber officinale), кардамон (Elettaria cardamomum), мускатный орех (Myristica fragrans), куркума (Curcuma longa), корицу (Cinnamomum spp.) и сенна (Кассия сенна).

Торговля травами не была полностью односторонней. Например, европейский травяной шалфей появился в Китае, где он считался ценным тоником. Прибытие судов Колумбуса в Карибском море в 1492 году сопровождалось быстрым завоеванием и колонизацией центральной и южной Америки испанцами и португальцами. Наряду с добычей разграбленного золота, конкистадоры вернулись в Старый мир с ранее неслыханными лекарственными растениями. Многие из этих трав из Америки имели весьма мощные лекарственные действия, и вскоре они стали доступны в аптеках крупнейших европейских городов. Растения, такие как lignum vitae (Guaiacum officinale) и cinchona (Cinchona spp) с сильными лечебными действиями использовались с большей и меньшей степенью успеха в качестве лечения лихорадки, малярии, сифилиса, оспы и других серьезных заболеваний.

Однако для большинства сельских общин единственными иностранными растениями, которые использовались в лечебных целях, были те, которые также можно выращивать в местном масштабе в качестве пищевых продуктов. Чеснок предлагает один из самых ранних и ярких примеров. Возникнув в Центральной Азии, со временем он культивировался все дальше и дальше на запад и выращивался в Египте около 4500 лет назад. В эпической поэме Гомера 8-го века «Одиссея» герой спасается от превращения в свинью благодаря чесноку. Трава была введена в Британию после римского завоевания в I веке н.э., и к тому времени, когда она достигла острова, ее замечательные целебные свойства были хорошо поняты. В более поздних столетиях картофель (Solanum tuberosum) и кукуруза (Zea mays), как уроженцы Южной Америки, стали обычной пищей. Эти растения имеют ясные лекарственные, а также питательные свойства. Картофельный сок — ценное средство для лечения артрита, в то время как корнсиллок делает эффективный отвар для мочевых проблем, таких как цистит.

Здоровье и гигиена 1400-1700

Между 12 и 18 веками, приток экзотических лекарственных растений добавляется к уже большому количеству полезных европейских трав. Вполне возможно, что общее улучшение здоровья в Европе могло бы привести. В конце концов, были доступны не только новые лекарственные растения, но и европейцы имели возможность наблюдать за различными медицинскими практиками людей в Южной Америке, Китае, Японии и особенно в Индии, где торговля была хорошо налажена. Но, на самом деле, все наоборот. Люди, живущие в Европе в этот период, вероятно, испытали одни из самых нездоровых состояний, которые когда-либо видел мир. Напротив, коренные американцы до прихода Колумба жили дольше, здоровее, чем их коллеги в Европе. Это неудивительно, учитывая города средневековой Европы, с их открытыми коллекторами, перенаселенностью и незнанием простой гигиены.

чумной доктор

Врач 17-го века в костюме, предназначенном для защиты от заражения чумой.

Условия, подобные этим, заложили плодородную почву для распространения зараженных чумой крыс из портов Средиземноморья по всей Западной Европе. Начиная с середины XIV века чума убивала миллионы, а в некоторых случаях приближалась к 50 процентам населения. Никакое лечение — травяное или минеральное — не могло изменить его фатальный курс. Эпидемии продолжали уничтожать города Европы и Азии в XVIII веке. Вспышка в Индии в 1994 году вновь пробудила страх, вызванный просто упоминанием слова «чума». Еще одним заболеванием, распространенным моряками, был сифилис. По слухам, его вернули из Карибского моря в Неаполь командой Колумбу в 1490-е годы, быстро распространившись по всей Европе и всему миру, добравшись до Китая в 1550 году. Европейские врачи не имели большого успеха в борьбе с болезнями, столь же разрушительными, как чума. Медицина, которой они практиковались, основывалась на слепом признании гуморальных принципов Галена. Возможно, если бы, как в китайской и индийской медицине, европейская медицина продолжала развиваться, пересматривая древние медицинские тексты и переинтерпретируя их в свете новых открытий, она имела бы больший успех. Как это было, европейские врачи, по крайней мере, с большой вероятностью убивали своих пациентов кровопусканием и токсичными минералами, пытаясь сбалансировать юмор так, как они должны были вылечить. Действительно, все более и более модное использование минеральных средств, таких как ртуть, привело к росту химических составов, что привело к окончательному отрыву научной медицины от травяных практик.

Влияние Парацельса

Одной из ключевых европейских фигур XVI века был Парацельс (1493-1541), персонаж, который больше, чем обычно, отвергал усталое повторение теорий Галена в пользу детального наблюдения в медицине. «Я не брал взаймы у Гиппократа, Галена или кого-либо еще, — писал он, — приобретя мои знания у лучшего учителя, то есть благодаря опыту и тяжелой работе». И снова: «Врачу нужно не красноречие, Знание языка и книг, но глубокое знание природы и ее работ». Он также уделял большое внимание точной дозировке, говоря, что« это зависит только от дозы, является ли яд ядом или нет».

Парацельс

Иконоборческий Парацельс, алхимик и химик, был одним из величайших ученых XVI века и проповедовал использование минералов в лечении, но только в строго контролируемых дозировках.

В результате Парацельс стал влиятельной силой в будущем развитии химии, традиционной медицины, фитотерапии и гомеопатии. Хотя он известен как «отец химии», он также исследовал алхимию, которая занималась трансмутацией базовых материалов в золото и поиском бессмертной жизни. Парацельс также возродил интерес к Доктрине подписей — древней теории, утверждавшей, что внешний вид растения указывает на болезни, которые он будет лечить, — и подтвердил ценность местных лекарственных трав перед дорогостоящими импортными образцами.

Калпепер и травы

Парацельс пропагандировал местные травы, которые впоследствии были яростно поддержаны Николасом Калпепером (1616-1654). Фронтиспис к своему «The English Physitian» содержит памятные слова: «Содержит совершенный метод физического воздействия, посредством которого человек». Иконоборческий Парацельс, алхимик и химик, был одним из величайших ученых XVI века и выступал за использование минералов, но только в строго контролируемых дозах может сохранить свое Тело в Здоровье или Лечить себя, будучи Больным, за 3 заряда Пенни, с такими вещами, которые только растут в Англии, они наиболее подходят для Английских Органов». Раненый во время английской гражданской войны, Калпепер отстаивал потребности обычных людей, которые не могли позволить себе ни услуги врача, ни дорогие импортные травы и рецептуры, которые обычно назначали врачи. До некоторой степени опираясь на Диоскоридов, арабских врачей и Парацельса, Калпепер разработал медицинскую систему, которая сочетала астрологию и звуковой личный опыт терапевтического использования местных растений. Его трава стала мгновенным «бестселлером» и появилась во многих последующих изданиях. Первое его издание появилось в Северной Америке, в 1700 году. Хотя популярность английского физика была заметна, другие травы также нашли свое место в домашних хозяйствах. Развитие печатного станка в 15-м веке принесло фитотерапию в дома в широких масштабах. Тексты, такие как Dioscorides «De Materia Medica» были напечатаны впервые, и по всей Европе травы были опубликованы и проходили через множество изданий.

Медицина смерти 1700-1900 гг.

К концу XVI века Парацельс стал номинальным руководителем новой химической медицины. Однако там, где он настаивал на осторожности в использовании металлических ядов — ртути, сурьмы и мышьяка — новые медицинские мыслители не были столь подавлены. Большие и большие дозы слабительного, известные как каломель (хлорид ртути, Hg2Cl2), были даны людям, страдающим сифилисом и многим другим заболеваниям. Лечение было очень часто хуже, чем болезнь, при этом некоторые пациенты умирали и еще больше страдали от долгосрочных последствий отравления ртутью.

Слова Гиппократа «Отчаянные случаи нуждаются в самых отчаянных средствах» были восприняты очень буквально, о чем свидетельствует невероятный избыток чистки и кровотечения, которые появились в течение следующих трех столетий в Европе и Северной Америке. Эти методы достигли своего пика в «героической» медицине начала XIX века. Ее ведущий сторонник, доктор Бенджамин Раш (1745-1813), утверждал, что в медицинской практике необходимы только кровопускание и каломель. Его позиция была явно крайней, но ясно, что в этом новом климате травяные лекарства становились все более неуместными.

Новый рационализм

Наряду с новым акцентом на химические лекарства, современная медицина стала искать косоглазия с понятием «жизненная сила». Вплоть до конца XVI века почти все медицинские традиции были основаны на концепции работы с природой, Целебные способности организма, которые могут поддерживаться и укрепляться соответствующими лекарственными травами. В традиционной китайской медицине ци — это первичная энергия, которая поддерживает жизнь и здоровье. В Аюрведе это прана, и в западной традиции Гиппократ пишет о «vis medicatrix naturae» или целительной силе природы, в то время как современные западные медицинские травники и гомеопаты используют термин «жизненная сила».

Значение жизненной силы на Западе уменьшилось с помощью философии Рене Декарта (1596-1650). Этот французский математик разделил мир на тело и ум, природу и идеи. Его философия предписывала, что неосязаемая жизненная сила, которая поддерживает жизнь и управляет хорошим здоровьем, является провинцией религии, а не новой самосознающей «науки» медицины. Для нового медицинского учреждения, продвигающегося вперед к научно обоснованным медицинским практикам, «сверхъестественные» концепции, такие как жизненная сила, были напоминанием о невежестве и суевериях, которые были неотъемлемой частью более старых методов исцеления.

Даже до теорий Декарта рациональный подход к научным и медицинским исследованиям начал пожинать плоды. Медленно, медицинское понимание функций организма набирало силу. Уильям Харви (1578-1657) детально изучил сердце и кровообращение, впервые доказав, что, вопреки галеническому мышлению, сердце качало кровь вокруг тела. Опубликованный в 1628 году, его исследование является классическим примером революции в медицинской науке.

Со времен Харви наука имела поразительный успех в раскрытии того, как организм работает на биохимическом уровне и в различении различных процессов болезни. Однако, по сравнению, это было менее успешным в разработке эффективных медицинских методов лечения и лечения заболеваний.

Пробел в научном подходе

Оглядываясь назад, кажется, что новая наука о медицине может родиться только в отрыве от традиционных исцеляющих искусств, с которыми она всегда была переплетена. В результате, хотя традиционная медицина в целом не имела научного объяснения, она часто намного опережала медицинскую науку в том смысле, как она применялась терапевтически. В American Indian Medicine (University of Oklahoma Press, 1970) Вирджил Фогель дает хороший пример «неосведомленной» народной медицины, опережающей научное понимание в терапевтическом применении: «В холодную зиму 1535-6 года три судна Жака Картье были Быстро замерзший в глубоком льду реки Святого Лаврентия недалеко от места Монреаля. Изолированные на четырех футах от снега, компания из 110 человек существовала на тарифе, хранящемся в трюмах своих кораблей. Вскоре цыгане так разгулялись среди них, что к середине марта погибли 25 человек, а остальные, «только трое или за исключением», были настолько больны, что надежда на их выздоровление была оставлена. По мере углубления кризиса Картье имел счастье снова встретиться с местным индейским вождем Домагайей, который вылечил себя от той же болезни «соком и саппой определенного дерева». Индейские женщины собрали ветви магического дерева, «кипятили воду на коре и оставляли на отвар, а остатки отложили на ноги». Все те, кто так лечился, быстро восстановили свое здоровье, и французы поразились целебным навыкам туземцев.»

Естественно, коренные американцы не слышали о дефиците витамина С, который вызывает цингу, и они не могли бы объяснить рационально, почему лечение сработало. Действительно, только в 1753 году Джеймс Линд (1716-1794), британский военно-морской хирург, частично вдохновленный рассказом Картье, опубликовал «Трактат о цинге», в котором убедительно показал, что болезнь может быть предотвращена при употреблении свежей зелени и фруктов, и был вызван их нехваткой в диете. Работа Джеймса Линд — прекрасный пример того, чего можно добиться, объединив систематический и научный подход с традиционными знаниями о травах.

Изоляция химических веществ

наперстянка

В 18-м веке врач Уильям Уинтеринг зафиксировал способность наперстянки восстанавливать поврежденное сердце.

Открытие лекарственной ценности наперстянки (Digitalis purpurea) — еще один случай, когда традиционные знания о травах привели к значительному прогрессу в медицине. Доктор Уильям Уизер (1741-1799), традиционно обученный врач с большим интересом к лекарственным растениям, начал исследовать наперстянки после того, как столкнулся с рецептом семьи для лечения водянки (удержания воды). Он обнаружил, что в некоторых регионах Англии традиционно использовалась наперстянка для лечения этого состояния, которое часто является одним из признаков сердечной недостаточности. В 1785 году он опубликовал «Учет Фоксглав», документирующий десятки тщательно записанных историй болезни и показывающий, как мощные (и потенциально опасные) активные компоненты наперстянки, теперь известные как сердечные гликозиды, сделали его ценным растительным лекарством от водянки. Сердечные гликозиды остаются в настоящее время обычным явлением. Однако, несмотря на этот четкий пример возможностей, присущих браку фитотерапии и научного метода, традиционная медицина должна была пойти другим путем в XIX веке.

Лаборатория против природы

С начала 19 века химическая лаборатория стала регулярно вытеснять материнскую природу как источник лекарственных средств. В 1803 году наркотические алкалоиды были выделены из опийного мака (Papaver somniferum). Через год инулин был извлечен из элек-ампана (Inula helenium). В 1838 году салициловая кислота, химический предшественник аспирина, была выделена из коры белой ивы (Salix alba) и впервые была синтезирована в лаборатории в 1860 году. С этой точки зрения фитотерапия и биомедицина должны были принимать раздельные Путей. Аспирин, совершенно новая химическая формулировка, был впервые разработан в Германии в 1899 году. Но это был еще ранний шаг. В настоящее время влияние университетов, медицинских школ и лабораторий Европы будет оставаться ограниченным, и фитотерапия будет преобладать как преобладающая форма лечения для большинства людей во всем мире.

Новые рубежи, новые лекарственные травы

Везде, где европейцы поселялись во время великих миграций 18 и 19 веков — Северной Америки, Южной Америки, Южной Африки или Австралии — значительная часть европейской медицины, знакомая из дома, была либо недоступна, либо была чрезмерно дорогой. Поселенцы пришли, чтобы узнать, что коренные народы являются источником информации о целебных свойствах местных растений. Например, европейские поселенцы на юге Африки узнали о мочегонных свойствах бучу (Барошма бетулина) у коренных народов; австралийские поселенцы пришли к пониманию замечательных антисептических свойств чайного дерева (Melaleuca alternifolia) от наблюдения за лечебными практиками аборигенов. Мексиканская фитотерапия, как она существует сегодня, представляет собой смесь ацтекской, майянской и испанской трав и практики. В Северной Америке местные травники были особенно искусны в лечении внешних ран и укусов, которые во многих отношениях превосходят своих европейских коллег в этой области медицины. Это не удивительно, учитывая диапазон высокоэффективных лекарственных растений, обнаруженных коренными американцами, включая хорошо известные травы, такие как эхинацея (Echinacea spp.), goldenseal (Hydrastis canadensis) и лобелия (Lobelia Инфляция).

Маска северозападного индейского шамана.

Маска северозападного индейского шамана. Эффективность методов, используемых отечественными целителями, часто превосходила эффективность обычных медицинских практик того времени.

Европейские поселенцы многому научились из-за наблюдения за местными обычаями. В течение 19-го и начала 20-го веков, когда пионеры продвигались на запад через приграничную территорию, новые растения постоянно добавлялись в официальный отчет о целебных травах. В дополнение к трем видам, упомянутым выше, около 170 местных растений были перечислены в The Pharmacopeia of United States.

Сэмюэл Томсон и его последователи

Лобелия была одной из ключевых трав, наряду с кайенной (Capsicum frutescens), пропагандируемой Сэмюэлом Томсоном (1769-1843), неортодоксальным травяным практиком, который считал, что вся болезнь является результатом холода. Его простой подход полностью противоречил общепринятым обычаям своего времени. Методы Томсона часто оказывались очень эффективными и хорошо подходили для нужд людей, проживающих на приграничной территории. Его система медицины — во многих отношениях ранняя форма натуропатии, в которой плохое здоровье обрабатывается естественно выросшей пищей, солнечным светом, свежим воздухом и натуральными лекарственными средствами — стала чрезвычайно популярной, и миллионы людей по всей Северной Америке следовали его методам. Успех Томсона уменьшился по мере развития других более сложных травяных подходов — например, эклектики и физиомедиалистов — в плодородном медицинском мире Америки 19-го века, где также наблюдалось рождение остеопатии (системы исцеления, основанной на манипуляции Кости) и хиропрактики (аналогичная система, в первую очередь с манипуляцией позвоночника).

Западное влияние на азиатскую медицину Во всем мире в Китае практика Томсона, возможно, рассматривалась с некоторым удивлением, но они были бы знакомы. В китайской медицине всегда велись дискуссии о том, в какой степени болезнь возникает от холода, и в какой степени она возникает от жары.

«Шанханлун» (о холодных индуцированных заболеваниях), написанная во 2-м столетии и пересмотренная и переосмысленная в комментариях за последние 1800 лет, рекомендует травяную корицу (Cinnamomum spp.) в качестве основного средства,  когда человек дрожит от лихорадки, тяжело дышит и чувствует тошноту. В 14-м веке Ван Лу различал болезнь, вызванную холодом, и лихорадочную болезнь, и относился к ним по-разному, и это различие все больше и больше уточнялось различными китайскими травниками вплоть до 19-го века.

В начале XIX века влияние западной биомедицины начинало сказываться на традиционной практике как в Китае, так и в Индии. Это, безусловно, было полезно во многих отношениях. Разумное включение научных принципов и методов в традиционное лечение травами дает возможность значительно улучшить эффективность лечения.

символ ом

Символ «ом» — жизненная сила — используется последователями индийской практики Аюрведы в качестве центра для медитации.

Но в Индии под британским правлением западная медицина в конечном итоге стала единственной альтернативой. Аюрведа рассматривалась как уступающая биомедицине. Западная практика была введена не как дополнение к традиционной медицине, а скорее как средство для ее замены. По словам одного авторитета, «до 1835 года западные врачи и их индийские коллеги обменялись знаниями; После этого только западная медицина была признана законной, и восточные системы были активно обескуражены» (Robert Svoboda, Ayurveda, Life, Health and Longevity, 1992). В Китае приток западных идей был менее травматичным. Все большее число китайских студентов-медиков изучали западную медицину, но это не остановило дальнейшее развитие традиционной травяной практики. По большому счету, каждая традиция была признана имеющей как преимущества, так и недостатки.

Травничество вне закона 1850-1900

В Европе обычная медицина стремилась установить монополию на свой собственный тип практики. В 1858 году британскому парламенту было предложено ввести законодательство, запрещающее практику медицины любому, кто не проходил подготовку в обычной медицинской школе. К счастью, это предложение было отклонено, но в таких странах, как Франция, Испания и Италия, а в некоторых штатах США стало незаконным заниматься фитотерапией без ортодоксальной квалификации. Травников принуждали рисковать штрафами или тюремным заключением просто за то, что они предоставили лекарственные травы пациентам, которые искали их помощи. В Британии подобные опасения в сочетании с желанием установить западную травяную медицину в качестве альтернативы традиционным методам, особенно в промышленных городах Северной Англии, привели к образованию в 1864 году Национального института медицинских травников, Первое в мире профессиональное объединение практикующих врачей-травников. Его история является примером того, как упорные траволечения должны были просто сохранить свое право предоставлять безопасные, нежные и эффективные травяные лекарства своим пациентам.

Оставьте отзыв

Польза красных и пантеровых шляпок грибов
Кодирование от алкоголизма по Довженко
Рахит у детей
Преображение улыбки: эстетическое стоматологическое протезирование