Каждому ребенку нужен логопед? Может ли ребенок «выговориться» сам? В каких случаях без профессиональной помощи не обойтись? — эти и другие вопросы ежедневно задают родители, пытаясь найти правильный ответ. К сожалению, чаще всего за помощью они обращаются не к специалистам, а к бабушкам, подругам, коллегам — в общем людей, которые очень далеки от логопедии и в лучшем случае руководствуются своим положительным опытом. Как результат — рождается куча мифов и неверных утверждений. Чтобы развеять хотя бы часть из них, мы обратились к врачу-логопеду, работающий в детском учебном центре. Итак, начнем с наиболее актуального.
Всем детям нужен логопед?
Абсолютно всем. Даже если у ребенка нет речевых нарушений, логопедические занятия необходимы для развития его речи, обогащения словарного запаса. В 3-3,5 года ребенок должен знать 1,5 тыс. Слов. К сожалению, на сегодняшний день таким объемом слов ребенок оперирует крайне редко. Детям не хватает многих важных для их возраста знаний, например, о обобщающие слова или слова, характеризующие предметы. Поэтому занятия с логопедом однозначно нужны всем.
Когда родителям время вести ребенка к логопеду?
Критический возраст для определения нарушений речи — 3 года. Самая большая ошибка родителей в том, что они ждут, когда ребенок «выговорится» сам. А на самом деле со временем проблема только усугубляется, ведь, говоря с ошибками, ребенок так же начинает читать и писать.
Кроме того, чем раньше родители приведут ребенка, тем легче будет исправить нарушения. С каждым годом это становится труднее и приносит меньшие результаты.
Ребенок может «выговориться» сам?
Обычно такое возможно. Однако с помощью логопеда ребенок начнет правильно произносить звуки значительно быстрее, и процесс станет для нее интересным и эффективным. Ведь при работе с детьми используется исключительно игровая форма занятий, которая призвана заинтересовать ребенка и донести нужную информацию на понятном ему языке.
Стоит также отметить, что если ребенок в 6 лет не произносит все звуки или делает это не правильно — это однозначно признак нарушения, которое можно исправить только с помощью логопеда.
До 6-ти лет должен быть полностью сформирован речевой аппарат?
Да. Существует своеобразная шкала онтогенеза речи, которая определяет в каком возрасте ребенок должен начать произносить ту или иную группу звуков. Если этого не происходит — это может быть признаком речевого нарушения и родителям стоит задуматься о визите к специалисту.
Причина речевых нарушений у ребенка
В 80% случаев причиной нарушения речи является педагогическая запущенность ребенка. Родители просто не разговаривают с ребенком, заменяя общение мультиками, в которых, кстати, сейчас почти что нет диалогов. Ребенку просто неоткуда брать примеры языка и пополнять словарный запас.
На втором месте стоят органические поражения мозга, в результате родовых травм, травматизации ребенка и переноса ней инфекционных заболеваний в первые 3 года жизни, наследственность.
Еще одной причиной проблем с произношением у детей является двуязычие в семье, например, когда родители говорят на украинском и русском. В таком случае ребенку очень трудно самостоятельно сформировать правильное произношение.
Нарушение речи можно исправить и сколько времени это займет?
К сожалению не все, или полностью. Труднее всего поддаются коррекции нарушения органического происхождения. В таких случаях работа логопеда сводится к социализации ребенка, обучение ее базовых слов, понятий и развитие умения их использовать. Относительно сроков, то они всегда индивидуальны и зависят от степени тяжести нарушения.
С чего начинается работа логопеда с ребенком?
Первое занятие — это всегда консультация с родителями. По словам родителей я заполняет индивидуальную карту ребенка. Меня интересуют следующие вопросы: как проходила беременность, роды, болел ли ребенок инфекционными заболеваниями в раннем возрасте, были у других членов семьи речевые нарушения, когда у ребенка появились первые слова. Вопросов на самом деле очень много, но они помогают найти первопричину нарушения речи, объективно увидеть картину и определить направления работы. В дальнейшем я дополняю карту результатам собственного обследования ребенка. На основе этого я могу сообщить родителям о проблемах ребенка, а также указать ориентировочное время необходимое для их решения. Но хочу подчеркнуть, что моя работа — это лишь 30% от положительного результата! 70% полностью зависит от ответственного отношения родителей. Они должны заниматься с ребенком дома. В зависимости от вида нарушения я даю целый комплекс упражнений для выполнения дома.
Вы работаете только с детьми, имеющими нарушения?
Нет. Кроме коррекционных индивидуальных и подгрупповых занятий (работа с детьми с одинаковым дефектом), я провожу общеразвивающие занятия. Продолжительность занятия зависит от возрастной категории.
- 3 года — 25 мин.;
- 4-5 лет — 35 мин.;
- от 5 лет — 45 мин.
Подробно о структуре коррекционного занятия
Каждое занятие имеет свою тему и цель. Примерная структура занятия такова:
- Сначала мы всегда здороваемся с ребенком.
- Артикуляционные упражнения. Они правленые на улучшение подвижности язычка, который играет ключевую роль в правильном произнесении звуков.
- Повторение правильной артикуляции звука. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки.
- Упражнение для развития речевого дыхания.
- Упражнения со звуком (в соответствии с темой занятия).
- Упражнения для развития фонематических процессов.
- Физкультминутка.
- Упражнения для развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, логопедический массаж.
- Итог занятия.
Советы родителям для речевого развития детей
В первую очередь общайтесь с ребенком, читайте книги, включайте им развивающие мультики. Сейчас очень много интересной развивающей литературы для детей этого возраста. Не ленитесь работать со своими детьми — это ключ к успеху.
Во-вторых, исправляйте ребенка, если слышите, что она произносит звуки неправильно, не давайте ей привыкнуть к неправильного произношения.
В-третьих, если у вас возникло подозрение, что у ребенка есть речевые нарушения, не оттягивает поход к логопеду. Чем раньше начнется коррекция — тем лучше будут результаты.