В Индии и соседних с ней регионах процветают разнообразные травяные традиции. Аюрведа является основной системой исцеления в Индии, но Унани Тибб, традиционная арабская медицина и Сиддха, практикуемые в тамильских районах на юге Индии и в Шри-Ланке, также являются основными травяными традициями.
Название Аюрведа происходит от двух индийских слов: аюр означает долголетие, а веда означает знание или науку. Аюрведа — такой же образ жизни, как система медицины, и включает в себя науку, религию и философию. Его конечная цель, опираясь на множество различных практик — например, йога и медитация, — способствовать самореализации и гармоничным отношениям с миром.
Раннее происхождение
Древняя индийская культура развивалась около 5000 лет назад на берегах реки Инд в северной Индии. Это считается временем великого духовного просветления, со знанием и мудростью, передаваемыми устно от учителя к ученику в течение многих поколений, и, в конечном счете, записаны в санскритской поэзии, известной как Веды. Эти труды, датируемые примерно 1500 годами до н. э., Перегоняли преобладающие исторические, религиозные, философские и медицинские знания и составляли основу индийской культуры. Наиболее важными из этих текстов являются Ригведа и Атхарва Веда. Примерно в 400 г. до н.э. первая аюрведическая медицинская школа была основана Пунарвасу Атрея. Он и его ученики записывали медицинские знания в трактатах, которые, в свою очередь, влияли на Чараку, ученого, который, как считается, написал Чарака Самхиту. Этот сборник трудов, в том виде, в котором он дошел до нас, датируется примерно 100 годами и описывает 341 растительных лекарств, а также лекарственных средств животного и минерального происхождения. Вторая крупная работа — это Susruta Samhita, датируемая примерно в то же время; Он показывает подробные сведения о хирургии, особенно пластической хирургии, и по-прежнему консультируется сегодня.
Влияние Аюрведы
Другие традиции медицины имеют общие корни с Аюрведой, и Аюрведа имеет некоторые претензии на то, что она старейшая сохранившаяся медицинская традиция в мире. Со времени Будды (563-483 гг. До н. Э.) Аюрведические медицинские идеи и практики распространились по всей Азии, что сопровождало распространение самого буддизма. Буддизм и аюрведические подходы к медицине, сильно повлияли на развитие тибетской медицины, и эти идеи в свою очередь плодотворно сочетались с традиционной китайской медициной. Древние цивилизации Востока и Запада были связаны друг с другом посредством торговых путей, кампаний и войн. В каждом случае это привело к обмену идеями, лекарственными растениями и медицинскими практиками, в том числе плодотворными связями между аюрведой, сиддхой и традиционной китайской медициной на востоке, а также древнегреческой и римской медициной на западе. Позже, примерно с 700 г., в арабском мире развилась традиционная греческая медицина, основанная на идеях Гиппократа, поскольку классические греческие тексты были переведены на арабский. Эта традиция, известная как Унани Тибб (означает «ионийская медицина», относящаяся к острову Ионы, в котором жил Гиппократ), когда-то существовала из Индии в Испанию и до сих пор является основной формой фитотерапии, применяемой хакимами на Ближнем Востоке .
Пять элементов
Аюрведа — уникальная целостная система, основанная на взаимодействии тела, ума и духа. В Аюрведе источником всех аспектов существования является чистый интеллект или сознание. Энергия и материя едины.
Энергия проявляется в пяти элементах — эфире, воздухе, огне, воде и земле, которые вместе составляют основу всей материи. В организме эфир присутствует в полости рта, брюшной полости, пищеварительного тракта, грудной клетки и легких. Воздух проявляется в движениях мышц, пульсациях сердца, расширении и сжатии легких, при работе пищеварительного тракта и нервной системы. Огонь проявляется в пищеварительной системе, обмене веществ, температуре тела, зрении и интеллекте. Вода присутствует в пищеварительных соках, слюнных железах, слизистых оболочках, крови и цитоплазме. Земля существует в гвоздях, коже и волосах, а также в элементах, которые удерживают тело вместе: кости, хрящи, мышцы и сухожилия. Пять элементов проявляются в функционировании пяти органов чувств, и они тесно связаны с нашей способностью воспринимать и взаимодействовать с окружающей средой, в которой мы живем. В Аюрведе эфир, воздух, огонь, вода и земля соответствуют слуху, осязанию, зрению, вкусу и запаху соответственно.
Доши и здоровье
Пять элементов объединяются, чтобы сформировать три основные силы, известные как тридоши, которые существуют во всем мире, и влияют на все умственные и физические процессы. Из эфира и воздуха создается принцип ваты воздуха; Огонь и вода приносят огонь питты; И земля и вода производят водный принцип капха. Принципы тесно связаны с тремя юморами тибетской медицины и несколько напоминают теорию Галена о четырех юморах.
Согласно Аюрведе, мы все рождаемся с определенным балансом дошей. Пропорции во многом определяются балансом дошей у наших родителей во время нашей концепции. Наш тип тела, темперамент и восприимчивость к болезням в основном регулируется преобладающей дошей. Таким образом, мы наследуем нашу основную конституцию, называемую пракрути, которая остается неизменной на протяжении всей нашей жизни. Первым требованием для здоровья в Аюрведе является правильный баланс дош. Если баланс расстроен, болезнь, ряди, результаты. Нарушение может проявляться в физическом дискомфорте и боли или психических и эмоциональных страданиях, включая ревность, гнев, страх и печаль. В то время как наше равновесие дош влияет на уязвимость к определенным видам болезней, эти принципы не работают в вакууме.
Эффект, который наш образ жизни оказывает на нашу пракрути-вакрути, оказывает сильное влияние на общее состояние здоровья, и он может легко нарушить баланс доши. Болезнь может также возникнуть, если поток энергии, праны, вокруг тела прерван. Поток передается через семь чакр (центры психической энергии), которые расположены в различных точках вдоль позвоночника, от макушки головы до копчика. Если энергия, протекающая между этими центрами, блокируется, вероятность плохого здоровья возрастает.
Посещение аюрведической практики
Аюрведическая практик сначала тщательно оценивает пракрути, вакрутицию и образ жизни. Это включает в себя подробный сбор истории болезни и тщательный осмотр тела, обращая внимание на строение, линии на лице и руках, тип кожи и волос — все это указывает на более глубокие аспекты состояния пациента. Однако основные основы, на которых основывается диагноз, — это внешний вид языка и частота пульса. В этом отношении аюрведа имеет много общего с китайской и тибетской медициной, в которой эти два показателя также имеют огромное значение. Аюрведический практикующий врач разработал очень сложную методику измерения пульса пациента, требующую многолетнего опыта.
Когда дисбаланс доши был диагностирован, предоставляются рекомендации по лечению и уходу за жизнью. Первым шагом является устранение токсинов, а главная программа очищения и омоложения, известная как панчакарма, включает терапевтическую рвоту, очищение, клизмы, назальное введение лекарств и очищение крови.
Атрибуты средств защиты
Последующее лечение подразделяется на три основные категории: лекарства из природных источников, диетические режимы и поведенческие модификации. Лекарства, продукты питания и образ жизни классифицируются в зависимости от их влияния на три доши. Например, проблема со здоровьем, связанная с избытком капхи, водного принципа, характеризуется скоплением, избыточным весом, задержкой жидкости и летаргией. Практикующий назначил бы потребление теплых, сухих, легких продуктов, потому что качество капхи является прохладным и влажным. Также рекомендуется избегать использования холодных влажных продуктов (таких как пшеница, сахар и молочные продукты), которые увеличивают капху. Растительные лекарственные средства будут включать в себя согревающие специи, такие как имбирь (Zingiber officinale) и кайенский (Capsicum frutescens), а также такие горечи, как куркума (Curcuma longa).
Конкретный выбор растительного лекарственного средства зависит от его «качества» или «энергии», которое аюрведа определяет в соответствии с двадцатью признаками (vimshati guna), такими как горячая, холодная, влажная, сухая, тяжелая или светлая. Аюрведа также классифицирует средства по шести вкусам — сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий. Сладкие, кислые и соленые вещества увеличивают воду (капха) и уменьшают количество воздуха (вата); Горькие, острые и вяжущие средства увеличивают воздух и уменьшают воду; И кислые, соленые и острые травы увеличивают огонь (питта).
Препараты и лечение
В дополнение к растительным экстрактам, аюрведические лекарства включают мед и молочные продукты, а иногда и небольшие дозы минералов, таких как соль. Средства правовой защиты принимают форму таблеток, порошков, бальзамов и настоев, и большинство из них содержат несколько различных ингредиентов, тщательно сбалансированных с индивидуальными потребностями. Лечение может включать в себя промывание и клизмы или применение припарки, а также массаж теплым растительным маслом, сжигание благовоний, использование драгоценных камней и металлов и ритуальное очищение для несбалансированного ума и эмоций. Послушание мантр (заклинаний, основанных на священных текстах), дыхательных упражнений и медитаций может быть рекомендовано благодаря силе звука и воздействию вибрации и медитации на тело, разум и дух.
Травяная медицина в Индии сегодня
В 19-ом столетии британцы отклонили Аюрведу как простое суеверие, и в 1833 они закрыли все школы Ayurvedic и запретили практику. Большие центры индийского обучения, таким образом, развалились, и аюрведические знания отступили в деревни и храмы. Однако в начале века некоторые индийские медики и просвещенные англичане начали переоценивать аюрведу, и к моменту обретения Индией независимости в 1947 году она обрела свою репутацию действующей медицинской системы.
Сегодня Аюрведа процветает рядом с Унани Тиббом и западной традиционной медициной и активно поощряется индийским правительством как недорогая альтернатива западным наркотикам. В последние годы Аюрведа привлекает все большее внимание медиков на Западе и в Японии, и Всемирная организация здравоохранения решила продвигать свою практику в развивающихся странах. Значение аюрведы заключается в том, что это не медицинская наука, занимающаяся исключительно лечением болезней. Вместо этого он предлагает практические рекомендации, которые применимы ко всем аспектам повседневного существования. Он также стремится согласовать здоровье и образ жизни с универсальными аспектами существования, а также повысить благосостояние и способствовать долголетию.