Наибольшие проблемы родителям наносят подростки. Они бывают разными: бывают послушными, любознательными, агрессивными, непонятными, претенциозными … Разными… они вызывают удовлетворение и тревогу, гордость и стыд, доверие и напряжения. По-новому открывшись для окружающих, подростки требуют к себе ожидаемого отношения: признавать, разрешать, считаться…
Мне подростки напоминают только подаренную дорогую игрушку-вертолет: с дистанционным пультом управления, мощную вещь, которой ты еще не научился владеть. Ты планируешь одно, рассчитываешь на это, но в момент выполнения действия — начинаешь понимать, что теряешь управления процессом: твой вертолет летит, куда сам видит. И ты или отпустить его, или, пытаясь остановить, ломаешь. Существует и другой вариант — учитываешь все факторы влияния на процесс полета — и учишься управлять им.
Процесс общения взрослых с детьми можно назвать ломкими: чрезвычайно трудно почувствовать ту грань, когда доверие во взаимодействии может оборваться, когда ты взрослый, должен для себя принять решение — где ты находишься в этом процессе.
Для продуктивного течения ты должен быть другом, понимать, принимать, советовать (не диктовать). Или ты контролируешь, проверяешь, требуешь — и тогда уже не рассчитываешь доверия от подростка, потому что ты — с другой стороны баррикады. Баррикады жизни.
Они «колючие» — трудно так сразу понимать и, главное, принимать обычные для нас вещи, которые только недавно стали открытыми для них. Там, где, казалось бы, не существует причин для возникновения конфликта, они его найдут. И укажут тебе на те вещи, которые ты привык «не замечать», обходить, «забывать». И ты, взрослый, или пытаешься понять и терпеливо объяснить, принять определенные вещи, или «переносишь» на подростка свое раздражение за то, что тебя заставили увидеть то, чего не хотелось видеть, говорить о тех темы, которых не хотелось касаться …
Подростки, будто зеркала, которые отражают окружающий мир без раскрашивания в нормы, принципы, правила, условности… они впитывают в себя все — без различия на «плохое-хорошее», «правильное-неправильное» и именно от нас, взрослых, зависит то, какие факторы окажутся действенными.
Именно мы главным рычагом влияния на подростка: мы можем помочь ему определить свое социальная среда — кто будет рядом с ним — положительный или отрицательный лидер. На кого будет пытаться быть похожим подросток, кому подражать в своих поступках (отца, брата, дедушки, дяди, или приятеля, знакомого) и какими характеристиками обладает тот, кого подражают.
Зеркала правдиво демонстрировать как внутренний мир подростка, так и его окружения, каким бы оно ни было. Главное — помнить — его выбор — в наших руках.