Дети проходят через «чувствительные периоды», в которые они склонны к обучению, и некоторые из этих возможностей не приходят дважды.
Монтессори признала, что дети проходят через ступени интеллектуального интереса и любопытства, которые она назвала «чувствительными периодами», в которых они заинтригованы и поглощены особыми аспектами своей среды. Важно, чтобы мы понимали этот процесс, потому что каждый этап представляет собой возможность, которая, если ее использовать, может глубоко повлиять на развитие наших детей.
В чувствительный период дети заинтригованы аспектом своей окружающей среды.
Монтессори определила несколько разных периодов чувствительности, происходящих от рождения до шести лет. Каждый из них относится к предрасположенности детей к приобретению определенных характеристик. Чувствительный период — это своего рода принуждение, побуждающее маленьких детей сосредоточиться на каком-то конкретном аспекте своей среды, изо дня в день, не уставать и не скучать. Например, в течение первых нескольких лет жизни дети хорошо усваивают язык. Они уделяют пристальное внимание тому, что мы говорим и как мы это говорим, и, прежде чем мы это узнаем, они говорят на том же языке, что и мы, и с подобным акцентом. Ясно, что это биологический механизм, связанный с детьми, который помогает им развивать навыки и таланты, которые по своей сути являются частью нашего наследия как человека.
Основание обучения
Неизбежно, что начало и конец каждого чувствительного периода будут отличаться от ребенка к ребенку, поэтому нам нужно внимательно следить и реагировать на наших детей индивидуально. Помните, что обучение вашего ребенка на этих ранних этапах является основой, на которой будет построено много следующего. Когда родители и учителя признают и используют чувствительные периоды, через которые проходят дети, они могут стать более эффективными в поддержке своего обучения и развития.
Ограниченная возможность
В течение чувствительного периода дети могут изучать новые вещи, овладевать новыми навыками или развивать аспекты своих способностей мозга почти бессознательно. Однако чувствительные периоды являются переходными состояниями. Когда дети овладевают навыками или концепцией, в которых они были поглощены, чувствительный период, похоже, исчезает, поэтому, если дети не будут подвержены правильному опыту и стимуляции в нужное время, пройдет возможность учиться. Навыки еще могут быть получены, но для этого могут потребоваться годы тяжелой работы и тренировки. Вот почему, например, изучение одного или нескольких языков относительно легко для детей в возрасте двух и трех лет, когда они хорошо овладевают языком, но для большинства из нас, как взрослых, гораздо труднее.
Чувствительные периоды (от рождения до шести лет)
Эти чувствительные стадии иногда называют «периодами силы». Монтессори считала, что их следует поощрять не только для когнитивного развития, но и для счастья ребенка.