В соответствии с новой обзорной статьей, спиннеры могут быть забавными игрушками, но нет никаких утверждений о том, что они помогают детям развить внимание и сосредоточенность.
Обзор, который был опубликован 7 июля в журнале Current Opinion in Pediatrics, показал, что польза спиннера не доказана, ни одно исследование специально не фокусировалось на воздействии этих популярных новых игрушек на мышление, внимание или память. Исследователи обнаружили, что в любом утверждении о пользе спиннеров не лежат научные исследования, которые можно воспроизвести повторно. Без этого утверждения производителей о полезных свойства спиннеров необоснованны.
«У науки нет доказательств, что они увеличивают внимание», — сказала соавтор исследования доктор Рут Миланаик, директор программы наблюдения за новорожденными в Медицинском центре детей Коэн в Нью-Йорке. «Мы должны рассматривать спиннер как забавную игрушку».
Претензии к вниманию
Некоторые из компаний, продающих спиннеры и другие вращающиеся игрушки, утверждают, что они могут развивать внимание у лиц с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью или симптомами аутизма или тревоги. Например, продавец Cppslee Hands Fidget Spinner на Amazon, утверждает, что игрушки отлично подходят при беспокойстве, для фокусировки, СДВГ и аутизма, в дополнение к отказу от вредных привычек.
Чтобы убедиться в отсутствии научного базиса подобных претензий, Миланаик и ее коллеги просмотрели доступную литературу в поисках исследования спинеров. Оказалось, что нет никаких научных доказательств, подтверждающих эти маркетинговые претензии об их пользе. Это может быть связано с тем, что гаджеты не помогают фокусироваться или потому, что никто не сделал достаточно тщательного изучения таких свойств.
Есть ли все же какая-то польза?
Некоторые ограниченные исследования действительно показывают преимущества спиннеров у детей с СДВГ. Например, в небольшом исследовании, опубликованном в 1995 году в «Журнале детской психологии и психиатрии», установлено, что мальчики с СДВГ, которые могут извиваться и нервничать, вместо того, чтобы сидеть, все же уделяют больше внимания задаче. Однако такая же польза не была доказана для детей, у которых не было СДВГ. Исследование, проведенное в 2016 году, контролировало активность детей через браслет на лодыжке и обнаружило, что дети с СДВГ, как правило, делали лучше, когда они могли нервничать.
Когда дело доходит до игрушек-фиджетов, одно исследование показало, что дети, использовавшие стрессболы, мягкие шары, сообщили о лучшем внимании в классе и улучшенной успеваемости. Другая работа показывает, что фиджинг и движение высвобождают норадреналин и допамин, те же химические вещества мозга, которые стимулируются препаратами СДВГ. Кроме того, некоторые данные свидетельствуют, что некоторые типы игрушек с саморегуляцией могут стимулировать детей с аутизмом к выполнению задач в школе.
Нет доказательств пользы
Тем не менее, не было проведенных исследований, в которых особое внимание было уделено влиянию спиннеров на внимание. И ни одна из двух игрушек не похожа друг на друга, поэтому экстраполяция из исследований, в которых используются разные игрушки, может быть рискованной.
«Концепция использования спиннера в терапии может отличаться от использования стрессбола», — говорит Миланик в интервью.
Чтобы измерить внимание, исследователи часто дают детям простые задачи, такие как добавление или вычитание небольших чисел, а затем подсчитывается сколько задач они правильно выполнили с игрушками или без них. Исследования могут также оценивать прослушивание и ответ, предлагая людям повторить серию цифр с игрушками или без них. В настоящее время группа ученых оценивает полезную роль влияния спиннеров на внимание, хотя у них, вероятно, не будет результатов в течение нескольких месяцев.
Ограничение использования в школах
Родители, которые верят в полезное влияние спиннеров на внимание, могут поэкспериментировать со своим ребенком, когда они дома, делают домашнее задание или читают книгу, сказала Миланик.
Но позволить им делать это в школе — это совсем другая история. Многие учителя запрещают спиннеры в классе, но некоторые до сих пор позволяют ученикам играть с ними для решения сенсорных проблем, говорится в исследовании. Однако, без каких-либо научных доказательств пользы от них, увлечение спиннерами в классе может принести больше вреда, чем пользы, отмечается в исследовании.
Мнимумую пользу от спиннеров комментирует Михаил Хорс, клинический психолог, руководитель психологического центра в Москве: «Разумнее было бы таким людям не спиннер в руки давать, а направлять их гиперактивность в позитивное русло. Потому что спиннеры — только сжигание времени и энергии. Доказанной терапевтической функции спиннеры не имеют. Никакой доказанной связи между людьми с синдромом дефицита внимания и спиннерами не существует».
Во-первых, некоторые спиннеры очень легко разваливаются, и шариковые подшипники внутри них могут представлять опасность.
Кроме того, помощь для одного ребенка может быть еще одним раздражающим отвлечением для другого.
Например, на исследовательских встречах Миланик обнаружила, что спиннеры могут отвлечь членов группы.
«Они создают шум во время кручения, мы считаем его отвлекающим, когда нам приходится работать в группе, — но мы все любим их использовать», — сказал Миланик.
И, конечно же, любая игрушка, которая входит в класс, может быть источником ссоры, обмены или другого отвлекающего поведения, что может подорвать любую пользу для внимания, отмечается в обзоре.
«Классная комната — замечательная группа детей», — сказала Миланик. «Некоторые вещи, которые могут быть хороши для одного ребенка, могут быть очень отвлекающими для другого».