«Рак — не приговор» — эту фразу часто можно услышать от врачей. Конечно, если лечить его на ранних стадиях. Хотя, бывает, удается продлить жизнь ребенку или взрослому и на последних. Всех очень пугает этот страшный диагноз. Особенно, если онкозаболевания обнаруживают у детей. Как успокоить родителей, чтобы больной ребенок не претерпела еще и психологической травмы, отнюдь не стимулирует быстрее выздоровление? Об этом разговор с практикующим психологом детских отделений Национального института рака и Института нейрохирургии имени А. П. Ромоданова Н. Л. Заболотной.
— Наталья Леонидовна, вам почти ежедневно приходится сталкиваться с человеческим горем. И, очевидно, чаще всего тогда, когда родные только узнают о страшном диагнозе.
— Услышав слово «рак», родители сразу отчаиваются. Все, мол, — жизнь закончилась, ребенок умирает. Иногда мне очень хочется их встряхнуть и сказать: ребенок рядом, она жива, не прячьте ее заблаговременно. А с другой стороны, я понимаю, что это действительно страшный диагноз. И он — как гром среди ясного неба. Первая реакция — шок. Неужели это произошло в нашей семье, с моим ребенком? За что? Почему?
— Как вам удается наладить контакт?
— Когда родители впервые попадают с больным ребенком в Институт рака, нужно приложить максимум усилий, чтобы установить взаимопонимание. У родителей — рана на сердце: «Я не хочу, чтобы это происходило. Весь мир плохой ». Их состояние понять можно: буря эмоций, протест и гнев. Очень важно в это время их поддержать, сопереживать боль. Построить беседу так, чтобы после нее мама болен ребенок могли когда-либо сами посетить кабинет психолога. Иногда нужно несколько дней, чтобы они адаптировались, услышали нас.
В Институт нейрохирургии попадают дети с жалобами на головную или боль в спине — мы еще не знаем их диагнозов. Впереди — этап диагностики. Тогда я и говорю: «Подождите, не спешите, не пугайтесь. Отсутствие плохих новостей — это хорошие новости ». А они же видят других детей, лежащих в отделении с перевязанными головками, некоторые парализованы. И это их очень удручает. Они также готовятся к худшему. И когда врачи обнаруживают онкозаболевания, на помощь спешим мы, психологи. Успокаиваем, просим не паниковать и не бояться заранее. Вместе расписываем режим дня. С детьми с установленным диагнозом, которые попадают на лечение в Институт рака, у нас контакт теснее. Тех, кому не предоставлялась такая поддержка на этапе диагностики, очень трудно выводить из стрессового состояния. Дело в том, что у нас, к сожалению, на приеме рядом онколога не сидит психолог, как это ведется в развитых странах. Поэтому имеем дело с большим количеством эмоциональных реакций. Это и слезы, и гнев, и обида. Психолог пытается внушить надежду на лучшее каждому понять боль и горе. Но обязан сказать: «Стоп! Не пугайтесь чрезмерно. Ваша жизнь изменилась. То, что было до этого, к сожалению, закончилось. Начался очень сложный период лечения. Выздоровление возможно. У вас нет другого выхода, кроме того, чтобы уже сейчас перестроить жизнь ».
— Часто родители не говорят детям правду, чтобы их не тревожить. Как вы считаете: правильно это или нет?
— Неправильно. Приведу несколько примеров. В кабинет, где я проводила работу с пятью подростками, вдруг зашла четырнадцатилетняя девочка с пышным густым волнистыми волосами почти до колен. Она спросила: «Это правда, что после химиотерапии волосы у меня не выпадет? Родители сказали, что они для этого заказали какие-то специальные химиопрепараты ». И здесь дети, которые уже получили химиотерапевтическое лечение, рассмеялись. Девочка была в шоке. Я сказала ей правду. Пояснила, что это не страшно, потому что волосы снова медленно отрастут. Поверила … «Значит, меня обманули», — смутилась.
Бывает и иначе. Ребенок заходит в Интернет, в поисковике набирает установленный ей диагноз, читает о болезни. С удивлением узнает совсем противоположное тому, что слышала от дорогих людей — родителей. Тогда она теряет к ним доверие, то эмоциональная связь, который обязательно должен между ними быть. Думает: мама ей что-то недоговаривает жалеет, поэтому не может сказать правду, обманывает, значит, всегда так будет. Ребенок считает, что теперь никому не нужна, от нее отстранились родные, все неискренние. То есть разные могут быть реакции.
Поэтому родители обязательно должны говорить правду. Нередко бывает так, что ребенка готовят к операции, а родители ей об этом не говорят. Успокаивают, мол, состоится очередное обследование. И вот прооперированный ребенок просыпается в реанимации. Ей страшно, потому что не понимает, что с ней произошло, не знает, почему рядом нет мамы, когда она вернется. В палате — медсестры, другие дети, к которым подключены аппараты искусственного дыхания. И у нее также зонд, катетер, капельницы …
Прооперированный ребенок чувствует, что у нее что-то не то с головой — отсутствует волос (его сбривают перед операцией), видит, что лежат здесь и другие лысые дети. При выходе из наркоза ребенок хочет пошевелить ногой, рукой, а не может, потому привязана (сделали это, чтобы она не отключила аппаратуру, к которой подключена). Ребенок может очень испугаться. И я убеждаю родителей, чтобы они не скрывали правду, а говорили так: «У тебя такой-то диагноз, будет операция. Ты видишь — здесь такие же детки и они принимают химиотерапию. От нее выпадают волосы, но впоследствии отрастает». И если родители в это время не будут поддерживать свою ребенка, не понимать ее состояния и волнений, теряться связи между ними. И мы, психологи, пытаемся помочь наладить их: «Если ребенок плачет — значит, у нее есть на то причина. Попробуйте понять, почему. Чем меньше ребенок, тем более необходимая ей родительская поддержка. На кого же ей еще опереться?».
— Расскажите коротко, как организована ваша работа?
— Только пациент попадает в детское отделение, стараемся его окружить вниманием и заботой. Показываем, где наш кабинет, знакомимся с соседями по палате, которые уже посетили психолога. Разговариваем с вновь прибывшими откровенно и доверительно. Просим не стесняться, говорить о своей боли, ощущения. Также стараемся организовывать групповые занятия. К сожалению, это сложно. Потому что у каждого определенный режим лечения, различные процедуры выполняют деткам не в одно и то же время. Самым находим интересные занятия, чтобы они забывали о болезни.