Соседский сын в 2 года уже читает, занимаясь с кубиками Зайцева, у подруги дочь ходит в Монтессори-садик, полугодовой племянник плавает как дельфин по методике Клэр Тиммерманс … Внутренний голос начинает шептать: «Что же мы за родители такие?» — а рука сама тянется к Гуглу в поиске ближайших развивающих центров.
СТОП! Давайте сначала разберемся, действительно ли нужен вашему малышу то раннее развитие, или это просто модный тренд, в погоне за которым можно лишить его счастливого детства.
Из чего выбирать?
Все методики раннего развития базируются на идее, что в течение первого года жизни мозг ребенка развивается на 60%, до 3 лет — на 80%, а в 7 лет останавливается. Поэтому начиная обучение ребенка с 1-го класса мы теряем много возможностей. Насчитывается множество методик раннего развития, и ни одна из них не является универсальной. Давайте познакомимся с самыми популярными из них.
Система Марии Монтессори
Девиз: «Помоги мне сделать самому»
Системе итальянского педиатра более 100 лет. Практикуется с 8 месяцев. Основные принципы: самостоятельность ребенка и отсутствие принуждения. Для малыша создают специальное Монтессори-среда, состоящее из зон:
- зона реальной жизни: он учится самостоятельно одеваться, убирать, раскрашивать, вырезать и т.д.;
- зона сенсорного развития: играет с предметами, различными по весу, цвету, форме;
- зона космического воспитания: учится основам географии, математики, биологии, физики, химии;
- зона движения — делает упражнения для развития равновесия и координации.
Малыш сам выбирает зону, предмет для игры и хочет ли он играть самостоятельно или с другими детьми. Родители (учитель) должны помогать, не вмешиваясь в процесс.
плюсы:
- Уделяется большое внимание развитию мелкой моторики (шнуровки, рамки-вкладыши, предметы из разных по фактуре материалов).
- Малыш работает в собственном темпе, отсутствует элемент соревнования.
- Воспитывается любовь к порядку.
- Активно развивается левое полушарие мозга (логика, аналитические способности).
минусы:
- Правое полушарие, отвечающее за творческие способности, почти не развивается.
- Отсутствует мотивация быть первым.
- Система подходит не всем: застенчивым детям трудно работать без помощи взрослых, а активным будет скучно.
- Плохо формируются социальные навыки.
- Мало внимания уделяется физическому развитию детей.
Методика Глена Домана
Девиз: «Без фактов нет знаний».
Практикуется с 6 месяцев. Методика сочетает в себе интеллектуальное и физическое нагрузки. Американский физиотерапевт предлагает эффективно использовать зрительную память детей. В основе метода — так называемые «карточки Домана» с «битами» информации — это нанесены красным цветом слова (для обучения чтению), точки (для обучения счету) и изображения животных, людей и природных явлений (для расширения кругозора). Карточки показывают в течение 2-3 секунд до 20 раз в день. Рекомендуется выполнять динамическую гимнастику, также стимулирует развитие мозга.
плюсы:
- Формируется фотографическая память.
- Ребенок будет исчерпывающие знания во многих областях.
- Родители могут делать карточки сами.
- Родители и дети проводят много времени вместе .
минусы:
- Трудно работать с непоседливыми детьми и теми, кто плохо воспринимает информацию визуально.
- Малыш является пассивным объектом обучения.
- Нет места совместном творчестве.
- Недостаточный эмоциональный и сенсорный развитие.
- Малыш может вырасти «ходячей энциклопедией», но так и не научится практически применять свои знания.
- Не формируется текстовое мышление: малыш не учится анализировать слова, он лишь запоминает их визуальный вид.
- Большие объемы информации могут нанести вред детской психике.
Методика Сесиль Лупан
Девиз: «Ребенок — это не емкость, которую нужно заполнить, а огонь, который надо зажечь»
Сесиль Лупан взяла за основу методику Глена Домана и усовершенствовала ее. У Домана все четко по возрасту, а в Лупан — за возникновением интереса, с учетом склонностей. Карточки Домана показываем — но не часто; только если малыш сам захочет их пересмотреть; столько времени, сколько он сам захочет и обязательно комментируя, что на них изображено. Карточки должны быть везде: карточку «Диван» размещаем на диване, и тому подобное. Как и в Домана, параллельно с интеллектуальным развитием обязательный физическое развитие (акцент на плавании по методике Клэр Тиммерманс).
По мнению Сесиль лучшие учителя для ребенка — родители, поэтому следует проводить с малышом много времени. Обучение должно приносить радость и напоминать веселую игру — пойте названия букв на мотив песни, вместе изготавливайте книги с фотографиями о приключениях малыша («Оля спит», «Я завтракаю»), выдумывайте сказки о цифрах, изображая их в виде причудливых животных и тому подобное. Обучение обязательно останавливать до первых признаков утомления и ни к чему не принуждать.
плюсы:
- Малыш является активным субъектом обучения.
- Родители могут делать карточки сами.
- Физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
- Родители и дети проводят много времени вместе.
- Формируются социальные навыки.
минусы:
- Родители должны уделять много времени занятиям с малышом а также изготовлению карточек.
- Не все решаются заниматься с малышом плаванием с самого рождения.
- Ребенку фактически нечего будет делать в первом классе школы.
Для вдохновения почитать:
- «Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей» — Хилтунен Е.А.
- «Поверь в свое дитя» — Сесиль Лупан
- «Гармоничное развитие ребенка» — Глен Доман
Методика Никитиных
Девиз: «Движение — залог интеллектуального развития»
Родители 7 детей предлагают создать дома среда для развития различных навыков: спортивный уголок, интеллектуальные игры на развитие логики, пособия — должны стать привычными для малыша. Основные принципы: самостоятельность и отсутствие принуждения. Если малыш не справляется с задачей, игру нужно отложить на потом. Много внимания Никитины уделяют закаливанию и физической активности от рождения.
плюсы:
- Активно развивается левое полушарие мозга (логика, аналитические способности).
- Много внимания уделяется физическому развитию ребенка.
- Закаливание способствует укреплению иммунитета.
минусы:
- Недостаточно внимания эстетическому и эмоциональному воспитанию детей.
- Малыш привыкает делать только то, что интересно, а значит легко, и пасует перед трудностями.
- Не всем детям подходят активные занятия спортом и жесткое закаливания.
Методика Н. Зайцева
Девиз: «Учимся, играя»
Практикуется с 2 лет. Обучение чтению происходит с помощью специальных кубиков с составами, из которых легко составлять слова и предложения. Кубики Зайцева разные по размеру, цвету и звучанию (наполненные различными материалами), что помогает отличить согласные от гласных, глухие звуки от звонких. Обучение напоминает игру: дети пропевают склады, хлопают в ладоши, прыгают и бегают.
плюсы:
- Малыш быстро учится читать и считать.
- Тренируется зрительная память и расширяется словарный запас.
- Для обучения нужен только набор кубиков, таблиц и музыкальный диск.
минусы:
- Недостаточно тренируется мелкая моторика рук для подготовки к письму.
- Малыш запоминает склады как единственный символ, и в школе могут возникнуть проблемы с фонетическим разбором слов.
- Методика не раскрывает творческий потенциал ребенка.
Методика Масару Ибука
Девиз: «После трех — уже поздно»
По мнению одного из основателей корпорации «Sony» у ребенка нет четких представлений о том, что легко, а я трудно, поэтому изучать украинский или английский, танцевать под классическую музыку или под детские песни, учить стихи гениальных поэтов или детские считалки, просматривать творения Рембрандта или раскраски — можно одновременно, ведь малышу интересно все! Табу на фабричные игрушки, предпочтение отдается играм с бытовыми предметами. Много внимания уделяется музыкальному образованию.
плюсы:
- Гармоничное интеллектуальное и эстетическое воспитание.
- Родители и дети проводят много времени вместе.
минусы:
- Не все родители готовы найти время, вдохновение и деньги для того, чтобы параллельно с первыми шагами ставить малыша на коньки, а одновременно с прослушиванием дома детских песен посещать с ним консерватории.
- Система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию).
- Некоторые идеи являются спорными, например, вопрос телесного наказания детей.
Вальдорфская методика
Девиз: «Нет — раннему развитию»
Методика австрийского педагога Рудольфа Штайнера, которой более 100 лет, существенно отличается от других. По его мнению малыша следует как можно дольше (минимум до 7 лет) оставлять в сказочном мире. Его нельзя учить читать и писать, ведь еще не развито абстрактное мышление. Основной акцент на творческом, духовном и физическом развитии: дети участвуют в кукольных спектаклях, занимаются вышиванием, лепкой , резьбой по дереву, готовят, сочиняют стихи, поют, рисуют (причем работают только с природными материалами). Важной составляющей занятий является эвритмия (упражнения под музыку), которая развивает координацию, и игра на инструментах. Вальдорфские педагоги настаивают на отказе от телевизора, компьютера, фабричных игрушек, искусственных материалов в одежде.
плюсы:
- Методика раскрывает творческий потенциал ребенка.
- Уделяется большое внимание развитию мелкой моторики.
- Отсутствует элемент соревнования.
- Активно формируются социальные навыки.
минусы:
- Методика не готовит ребенка к школе.
- Не все родители готовы лечиться гомеопатией и забыть о телевизоре и компьютере.
- Малыш растет в изолированной среде и дальнейшее обучение в обычной школе может стать для него настоящим стрессом.
А надо выбирать?
Ни одна методика не способна вырастить гения, тем более, что многие методики в первую очередь разрабатывались для детей, отстающих в развитии. Если ребенок в чем-то гениальная, то это проявится и так. Поэтому избегайте крайностей и не лишайте малыша счастливого детства. Иногда вместе поиграть и рассказать что-то интересное — полезнее, чем четко придерживаться шаблонных инструкций какой методики, которая не учитывает индивидуальные особенности вашего ребенка.
Лучше всего сочетать методики в лайт-формате. Например, создайте Монтессори-среда дома, сшейте куклу из природных материалов, время от времени слушайте классическую музыку, купите несколько игр Никитиных и набор кубиков Зайцева и не забывайте следовать рекомендациям психологов:
- Главное — творческий подход, нет — шаблонности
- Малыш не должен уставать во время занятий
- Адаптируйте задачи под интересы и способности вашего малыша
- Ставьте реальные цели
Помните: лучшей методикой для вашего малыша будет та, которую вы изобретете для него сами!
Для вдохновения почитать:
- «Развивающие игры» — Б.П. Никитин
- «После трех уже поздно» — Мисару Ибука