Как социальные сети проявляют психологические потребности личности

Представьте ситуацию: еще сто лет назад люди лично или перепиской договаривались о встрече за неделю или даже месяц. И не было никаких смс «я задержусь на 15 мин.». Они приходили на назначенное место и ждали. Конечно, ритм жизни был более спокойным. Сегодня мы можем делать чудеса — быстро корректировать свои планы и согласовывать их с другими. Мы можем за считанные минуты найти любую информацию и для этого нам не обязательно идти в библиотеку. С помощью Интернета и мобильного устройства можно вести прямые трансляции на весь мир. Это безусловно открывает новые возможности, но в любых инноваций есть обратная сторона.

За каких-то неполных 20 лет человечество перешло на новый формат общения и передачи информации. Это имеет свои удобства, но часто в новом контексте находят свое воплощение и индивидуальные психологические проблемы.

социальные сети

Где граница между простым общением, открытостью и демонстративностью? Чем руководствуются такие люди, которые постоянно отчитываются о своей жизни другим в Интернете? Может, они хотят что-то кому-то доказать? А может стремятся убедить себя, что их жизнь действительно интересное. Да что говорить? Конечно, какой-то универсального ответа мы не найдем на этот вопрос. Также мы не будем рассматривать случаи, когда люди продвигают свой бизнес в сетях. Мы все очень индивидуальны, но в современной науке попытки обобщить причины активности и чрезмерной откровенности в социальных сетях. Попробуем проанализировать некоторые из них. Выделяют следующие потребности, составляющие основу чрезмерной активности в социальных сетях. Это — потребность в стимуляции, потребность в событиях, потребность в узнаваемые, потребность в признании достижений, потребность в структурировании времени. Рассмотрим их более подробно.

Потребность в стимуляции

Заключается в том, что в течение жизни человек получает многочисленные стимулы из окружающей среды. Наиболее значимыми являются стимулы, которые мы получаем от других людей. Социальная стимуляция особенно важно, когда обратная связь мы получаем от авторитетных лиц или людей, которые вызывают уважение, симпатию. Отдельно можно выделить стимуляцию от незнакомых лиц, которых вы вдруг заинтересовали. Например, как пользователь сети, вы написали статус относительно актуального политического положения в стране и в таких способ озвучили свою гражданскую позицию. Социальная стимуляция в данном случае будет измеряться количеством положительных оценок публикации, так называемыми ругательствами и цитированием.

С одной стороны, нашу современную жизнь — стремительное, насыщенное событиями, с другой, большинство из нас считает его скучным.

«Как часто я слышу от своих клиентов о том, что листая чей фейсбук, контакт или инстаграм в них возникает ощущение того, что по сравнению с другими их жизни — неинтересно».

Люди нуждаются в определенной динамики, пестроты вокруг себя и разнообразие событий. Жизнь среднестатистического человека обыденное — дом, работа, когда есть время и силы — встречи, отдых. Контакт с другими через социальные сети — это получение новостей. Заходишь в интернет и видишь: кто ходил на концерт, кто-то сменил работу, кто-то имидж, кто потолстел, кто женился и тому подобное. При случае эти новости можно обсудить с другими людьми, ведь когда тебе нечего рассказать о себе всегда можно рассказать о другом. Так часто пассивная активность является квазиобщением, которое с одной стороны удовлетворяет потребность в событиях, а с другой — все больше пробуждает собственный голод к ним. Интересно проводя время, вы начнете делиться этим с вашими подписчиков в социальных сетях, ведь интересная встреча, посещение театра, выставки, пикник, отпуск — это подтверждение другим того, что твоя жизнь также интересное.

Потребность в узнавании

Связана с нашим желанием не выпадать из социального контекста. Среди современных людей многим знакомый страх того, что однажды их связи потеряют свою актуальность, о них забудут, важные события будут проходить без них. Желание «держать руку на пульсе» или другими словами «контролировать» окружение и события, которые в нем происходят и является реализацией так называемой потребности в познании. Опознание в данном случае — это самоидентификация, какой-то степени мы определяемся и через наше окружение, которое боимся потерять. Особенно ярко это проявляется в тех выпадах, когда люди меняют работу, город или страну. Взаимодействие через социальные сети — это попытка преодоления социальной деривации, это компенсация. Поэтому общение в сети может показаться в отдельных случаях достаточно полезным для преодоления внутренней неуверенности, изоляции.

Потребность в признании

Это одна из самых актуальных потребностей современного поколения. Еще несколько лет назад даже официальная государственная политика базировалась на принципах общности и равенства. Теперь мы знаем, что мир принадлежит лучшим. И для того, чтобы что-то иметь надо что-то из себя представлять, или хотя бы делать вид. Вспомните статусы девушек, которые цитируют комплименты своих бойфрендов в свой адрес, которые фотографируют свои ужины в ресторанах, ценные подарки или гордятся тем, что получили повышение. Они как пытаются сказать всему миру «завидуйте мне». Для каждого человека важно, чтобы окружающие понимали, что она красивая, умная, профессиональная. Но у кого-то это менее выражена потребность, а в большей части данная потребность является более актуальной. Провозглашая о своих достижениях, гордясь своей личной жизнью, профессиональными успехами, стилем в других складывается впечатление, что такие лица в большей степени пытаются убедить себя в своей успешности. В этом есть правда. Вот вам и баланс. Где граница между тем, что ты хочешь поделиться своей радостью с другими, а где получить признание и побаловать свой нарциссизм?

Кстати, исследования взаимосвязи между, так называемой, самовлюбленностью и активностью в социальных сетях достаточно популярными.

Как отмечает Лора Буффади, нарциссические лица активны в социальных сетях, они чаще других отмечают себя на фото, имеют большое количество «друзей» -подписчиков.

Конечно, есть и обратной бой активности — полное ее отсутствие. Но изоляция и отграничения от общения в интернете, по мнению немецкого исследователя Кристофа Мюллера, является подтверждением наличия проблем с психическим здоровьем человека.

Мюллер считает низкую активность в социальных сетях — опасным симптомом. Газета Der Tagesspiegel, ссылаясь на автора теории, отмечает, что проверка активности в интернете является инструментом для выявления асоциальных личностей. Все чаще и в России в частности, кадровые агентства под времени поиска специалистов на вакантные должности мониторят персональные страницы соискателей в социальных сетях. Часто содержание профиля может предоставить исчерпывающую информацию о пользователе. Немецкое издание пишет, что в случае отсутствия профиля в социальной сети, компании-рекрутеры с большей вероятностью отказывают претендентам на должность, ведь считают, что таким людям есть что скрывать, они испытывают сложности в общении с другими лицами, а соответственно, им будет трудно работать в коллективе.

Потребность в структурировании времени

Вернемся к потребностям, которые можно удовлетворить общением в социальной сети. Такое общение в определенной степени удовлетворяет и потребность в структурировании времени. Эрик Берн выделял различные виды структурирования времени: ритуалы, процедуры, развлечения, близость и игру. Ритуалы в социальных сетях представлены в виде напоминаний поздравить подписчиков с днем рождения. Процедуры мы выполняем, когда создаем видеоконференции и обсуждаем рабочие и организационные моменты нашей жизни. Развлечения — это когда мы общаемся на темы хобби и интересов. Близость в сетях реализуется в обозначении статусов вроде «в отношениях», настройках приватности страницы. К игре часто относят общение с манипулятивным оттенком.

Таким образом, можно подытожить, что контекст общения между людьми новый, а вот психологические побудителях к нему — старые, как мир. И когда сегодня к психологам приходят люди с жалобой на то, что они зависимость от социальных сетей, за этим стоит одна из указанных нужд. А что означает необходимость?

Потребность — это дефицит, это недостаток в чем-то. Потребность не возникает на пустом месте, она часто может очень точно описать своего носителя.

Если вы читаете этот текст и понимаете, что чаще, чем нужно заглядываете на фейсбук или вконтакте, или даже просто автоматически и бездумно обновляете ленту новостей без особой на это нужды, подумайте, что именно или кого вы ожидаете там увидеть?

Оставьте отзыв

Польза красных и пантеровых шляпок грибов
Кодирование от алкоголизма по Довженко
Рахит у детей
Преображение улыбки: эстетическое стоматологическое протезирование