Возрастная физиология

В развитии современной науки четко выражены две основные тенденции. С одной стороны, идет специализация конкретной науки, ее углубление в присущей ей сфере. С другой стороны, между различными отраслями знаний является тесная связь, постоянно происходит интеграция научного познания. Эти тенденции ярко проявляются в биологических науках, среди которых возрастная физиология занимает существенное место. Существует ряд основных интеграционных связей возрастной физиологии в системе современной науки.
Возрастная физиология
Возрастная физиология связана с целым рядом смежных наук и ее успехи отражают достижения анатомии (науки о строении организма человека), гистологии (науки, изучающей строение и функции тканей), цитологии (науки, изучающей строение, химический состав, процессы жизнедеятельности и размножения клеток), эмбриологии (науки, изучающей закономерности развития клетки, тканей и органов зародыша), биохимии (науки, изучающей химические закономерности физиологических процессов) и др. Она широко пользуется их методами и достижениями в процессе изучения функций организма. Возрастная физиология опирается на данные наук, изучающих строение организма, так как структура и функция тесно связаны между собой. Невозможно глубоко понять функции без знания строения организма, его органов, тканей и клеток, а также тех структурных и гистохимических изменений, возникающих при их деятельности. С развитием науки и техники развиваются и совершенствуются методики, которые применяются для физиологических исследований. Без знания генетики (науки о закономерности наследственности и изменчивости организмов) невозможно понять законы эволюционного и индивидуального развития человеческого организма). Общие закономерности, а именно законы наследственности, также распространяются и на человеческий организм. Изучение их необходимо для выявления специфических особенностей функционирования организма на разных этапах онтогенеза. Многогранные и многочисленные связи издавна существуют между физиологией и медициной. По словам И.П. Павлова «Физиология и медицина неразделимы». На почве полученных знаний о физиологических механизмах и их особенности протекания в онтогенезе, врач обнаруживает их отклонения от нормы, выясняет природу и степень этих нарушений, определяет пути оздоровления больного организма. С целью клинической диагностики широко используются физиологические методы исследования организма человека.

Познание физиологических явлений основывается на понимании законов химии и физики, ведь вся жизнедеятельность определяется преобразованием веществ и энергии, то есть химическими и физическими процессами. Возрастная физиология, опираясь на общие законы химии и физики, придает им новые качественные черты и поднимает их на более высокий уровень, который присущ живым организмам.

Плодотворные и перспективные связи с математикой — наиболее схематизированном из всех наук, которая существенно изменила физику, химию, генетику и другие отрасли научных знаний. Хорошо известно значение математических принципов обработки результатов физиологических экспериментов и установления их научной достоверности. Таковы, например, методы вариационной статистики в процессе сравнительного изучения волновых электрических явлений в головном мозге и других физиологических процессов в организме.

В физиологии внедряется методы голографии — получения объемного изображения действенного объекта, основанный на математическом наложении связанных с ним волнообразных процессов. Голографические методы позволяют плоское двухмерное изображение заменить трехмерным и таким образом выявить тонкие механизмы работы сенсорной системы — от ее рецептивного поля до конечных нейронных проекций в коре больших полушарий.

Физиология имеет общие задачи с техническими науками, а именно: открывает перспективные методические возможности в изучении физиологических явлений. На этом пути достиг большого развития смежный направление — электрофизиология, что исследует электрические явления живого организма. Современной возрастной физиологии входят новые поколения электронных усилителей, микроэлектронной техники, телеметрия, компьютерная аппаратура и т.

Большие перспективы имеет взаимодействие возрастной физиологии с кибернетикой, наукой об общих принципах управления и связи в машинах, механизмах и живых организмах. Разновидностью кибернетики является физиологическая кибернетика, изучающая общие закономерности восприятия, преобразования и кодирования информации и использования ее с целью управляния физиологическими процессами и саморегуляции живых систем.

Разнообразные связи возрастной физиологии с педагогикой. Не подлежит сомнению, что понимание физиологических закономерностей роста и развития детей, учет особенностей функционирования организма в различных возрастных группах основывается на естественно-научной основе подготовки учителя и всей системы школьного образования. Итак, педагог должен знать особенности строения и жизнедеятельности детского организма. С проблемами возрастной физиологии переплетаются многочисленные вопросы физиолого-гигиенического обеспечения учебного процесса в школе, формирование личности ученика, его закалки, профилактика болезней, которые изучает школьная гигиена.

Особое место занимают связи возрастной физиологии с философией. Как и другие разделы естествознания, возрастная физиология является одной из естественнонаучных основ философского познания. Закономерно, что многие понятия и теоретических обобщений, которые формировались в рамках возрастной физиологии, вышли за ее пределы и получили общенаучного, философского значения. Подобный общетеоретический смысл имеют, например, представление о росте и развитии организма, его целостность и системность функционирования, приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, о нейрофизиологические механизмы сложных форм поведения и психики.

Школьная гигиена как наука развивается на основе возрастной физиологии и анатомии. Она как область науки широко использует также методы и данные смежных дисциплин: возрастной физиологии, бактериологии, токсикологии, биохимии, биофизики и тому подобное. В ней широко используется общие биологические законы развития. Школьная гигиена тесно связана с всеми медицинскими дисциплинами, а также с техническими и педагогическими науками. Правильное нормирования деятельности детей и подростков невозможно без понимания основных принципов педагогики и психологии. Школьная гигиена тесно связана с биологией, считается данные физиологии и вместе с тем расширяет представление об особенностях реакции организма у детей и подростков по погрузке и влияния среды.

Оставьте отзыв

Польза красных и пантеровых шляпок грибов
Кодирование от алкоголизма по Довженко
Рахит у детей
Преображение улыбки: эстетическое стоматологическое протезирование