Иногда люди склонны заставлять кого-то испытывать негативные эмоции, потому что они считают, что опыт будет полезен в долгосрочной перспективе, согласно новому исследованию Ассоциации психологических наук, опубликованному в «Психологической науке».
Выводы основаны на предыдущих исследованиях, в которых люди иногда пытаются вызвать негативные эмоции, руководствуясь альтруистическими мотивами, а не только ради собственного удовольствия или пользы.
«Мы доказали, что иногда жестокость заключается в благих намерениях наших родственников, то есть они могут заставить нас чувствовать себя плохо в надежде, что эта негативная эмоция побудит нас думать и осознавать нашу ошибку», — объясняет психолог Белен Лопес-Перес, который проводил исследование с помощью ученых в университете «Ливерпуль Хоуп».
Теоретики, такие как Роберт Тайер, Роберт Ньюман и Трейси Макклейн, объясняют, что эмоции связаны с мотивацией таким образом, что люди склонны делать то, что, по их мнению, принесет счастье, удовлетворение или другие положительные эмоции. С этой точки зрения эмоции можно рассматривать как вознаграждение или наказание за конкретное мотивированное поведение, но также как движущую силу конкретных шагов или поведения.
Исследователи также обнаружили, что очень часто люди пытаются испортить настроение других во имя собственного удовольствия. В серии исследований альтруистического поведения Лопес-Перес, Лаура Хауэллс и Микаэла Гермер попытались выяснить, возможно ли при определенных обстоятельствах заставить других чувствовать себя плохо из-за альтруистических побуждений, а не ради собственной выгоды.
«Мы определили ряд повседневных ситуаций, когда это может произойти, например, родители часто вызывают страх перед неудачей в своем ребенке, чтобы серьезно заняться подготовкой к экзаменам», — сказал Лопес-Перес.
Исследователи говорят, что заставить кого-то поставить себя на место человека, испытывающего боль, может помочь ему справиться с проблемой и таким образом научиться лучше понимать эмоции других.
Чтобы проверить свою гипотезу, психологи набрали 140 добровольцев для лабораторного исследования. В конечном счете, они обнаруживают, что у людей есть конкретные ожидания относительно того, что могут вызвать некоторые эмоции, но также и четкое представление о том, какие эмоции могут быть лучше для достижения разных целей.
Исследование показывает, что это сопереживание, которое заставляет людей выбирать конкретные негативные эмоциональные переживания, чтобы помочь кому-то изменить свою точку зрения, отразить или исправить свои собственные ошибки.
«Эти открытия проливают свет на социальную динамику и помогают понять, почему, например, иногда мы можем попытаться заставить наших родственников чувствовать себя плохо, если мы чувствуем, что эта эмоция полезна для достижения определенной цели», — заключает Лопес-Перес.
По мнению психолога, результаты этих исследований не являются неожиданностью, поскольку стресс является основным психо-психологическим механизмом, без которого люди не могут выжить. Вовлекая кого-то в беспокойство и стресс (конечно, в разумных пределах), мы помогаем ему мобилизоваться, что, в свою очередь, дает ему возможность взять ситуацию под контроль.
Более новые данные показывают, что во время стресса поведение людей часто бывает более социальным, чем в спокойные времена. В своем исследовании Клаус Ламм и его команда из Венского университета пролили свет на нервные процессы, которые лежат в основе этого поведения. Они обнаружили, что область мозга, ответственная за эмпатию, сильнее реагирует на изображения болезненных медицинских процедур при стрессе.
Клаус Лам резюмирует выводы следующим образом: «Люди более чуткие и охотнее помогают другим, когда они находятся под стрессом, но при некоторых обстоятельствах более сильный эмоциональный отклик может привести к несправедливому ответу или ненадлежащей помощи», следовательно, в зависимости от контекста и ситуации, стресс может быть полезным или вредным, поэтому хорошо быть особенно осторожным, когда мы решаем быть «жестоким» для кого-то во имя его блага.