Возрастная физиология

В развитии современной науки четко выражены две основные тенденции. С одной стороны, идет специализация конкретной науки, ее углубление в присущей ей сфере. С другой стороны, между различными отраслями знаний является тесная связь, постоянно происходит интеграция научного познания. Эти тенденции ярко проявляются в биологических науках, среди которых возрастная физиология занимает существенное место. Существует ряд основных интеграционных связей возрастной физиологии в системе современной науки.
Возрастная физиология
Возрастная физиология связана с целым рядом смежных наук и ее успехи отражают достижения анатомии (науки о строении организма человека), гистологии (науки, изучающей строение и функции тканей), цитологии (науки, изучающей строение, химический состав, процессы жизнедеятельности и размножения клеток), эмбриологии (науки, изучающей закономерности развития клетки, тканей и органов зародыша), биохимии (науки, изучающей химические закономерности физиологических процессов) и др. Она широко пользуется их методами и достижениями в процессе изучения функций организма. Возрастная физиология опирается на данные наук, изучающих строение организма, так как структура и функция тесно связаны между собой. Невозможно глубоко понять функции без знания строения организма, его органов, тканей и клеток, а также тех структурных и гистохимических изменений, возникающих при их деятельности. С развитием науки и техники развиваются и совершенствуются методики, которые применяются для физиологических исследований. Без знания генетики (науки о закономерности наследственности и изменчивости организмов) невозможно понять законы эволюционного и индивидуального развития человеческого организма). Общие закономерности, а именно законы наследственности, также распространяются и на человеческий организм. Изучение их необходимо для выявления специфических особенностей функционирования организма на разных этапах онтогенеза. Многогранные и многочисленные связи издавна существуют между физиологией и медициной. По словам И.П. Павлова «Физиология и медицина неразделимы». На почве полученных знаний о физиологических механизмах и их особенности протекания в онтогенезе, врач обнаруживает их отклонения от нормы, выясняет природу и степень этих нарушений, определяет пути оздоровления больного организма. С целью клинической диагностики широко используются физиологические методы исследования организма человека.

Познание физиологических явлений основывается на понимании законов химии и физики, ведь вся жизнедеятельность определяется преобразованием веществ и энергии, то есть химическими и физическими процессами. Возрастная физиология, опираясь на общие законы химии и физики, придает им новые качественные черты и поднимает их на более высокий уровень, который присущ живым организмам.

Плодотворные и перспективные связи с математикой — наиболее схематизированном из всех наук, которая существенно изменила физику, химию, генетику и другие отрасли научных знаний. Хорошо известно значение математических принципов обработки результатов физиологических экспериментов и установления их научной достоверности. Таковы, например, методы вариационной статистики в процессе сравнительного изучения волновых электрических явлений в головном мозге и других физиологических процессов в организме.

В физиологии внедряется методы голографии — получения объемного изображения действенного объекта, основанный на математическом наложении связанных с ним волнообразных процессов. Голографические методы позволяют плоское двухмерное изображение заменить трехмерным и таким образом выявить тонкие механизмы работы сенсорной системы — от ее рецептивного поля до конечных нейронных проекций в коре больших полушарий.

Физиология имеет общие задачи с техническими науками, а именно: открывает перспективные методические возможности в изучении физиологических явлений. На этом пути достиг большого развития смежный направление — электрофизиология, что исследует электрические явления живого организма. Современной возрастной физиологии входят новые поколения электронных усилителей, микроэлектронной техники, телеметрия, компьютерная аппаратура и т.

Большие перспективы имеет взаимодействие возрастной физиологии с кибернетикой, наукой об общих принципах управления и связи в машинах, механизмах и живых организмах. Разновидностью кибернетики является физиологическая кибернетика, изучающая общие закономерности восприятия, преобразования и кодирования информации и использования ее с целью управляния физиологическими процессами и саморегуляции живых систем.

Разнообразные связи возрастной физиологии с педагогикой. Не подлежит сомнению, что понимание физиологических закономерностей роста и развития детей, учет особенностей функционирования организма в различных возрастных группах основывается на естественно-научной основе подготовки учителя и всей системы школьного образования. Итак, педагог должен знать особенности строения и жизнедеятельности детского организма. С проблемами возрастной физиологии переплетаются многочисленные вопросы физиолого-гигиенического обеспечения учебного процесса в школе, формирование личности ученика, его закалки, профилактика болезней, которые изучает школьная гигиена.

Особое место занимают связи возрастной физиологии с философией. Как и другие разделы естествознания, возрастная физиология является одной из естественнонаучных основ философского познания. Закономерно, что многие понятия и теоретических обобщений, которые формировались в рамках возрастной физиологии, вышли за ее пределы и получили общенаучного, философского значения. Подобный общетеоретический смысл имеют, например, представление о росте и развитии организма, его целостность и системность функционирования, приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, о нейрофизиологические механизмы сложных форм поведения и психики.

Школьная гигиена как наука развивается на основе возрастной физиологии и анатомии. Она как область науки широко использует также методы и данные смежных дисциплин: возрастной физиологии, бактериологии, токсикологии, биохимии, биофизики и тому подобное. В ней широко используется общие биологические законы развития. Школьная гигиена тесно связана с всеми медицинскими дисциплинами, а также с техническими и педагогическими науками. Правильное нормирования деятельности детей и подростков невозможно без понимания основных принципов педагогики и психологии. Школьная гигиена тесно связана с биологией, считается данные физиологии и вместе с тем расширяет представление об особенностях реакции организма у детей и подростков по погрузке и влияния среды.

Оставьте отзыв

У владельцев собак сердце здоровее
Долгий сон вреден для сердца пожилых женщин
Может ли молодая кровь лечить болезнь Альцгеймера?
Электрические автомобили не мешают сердечным имплантам
Бромидрофобия или страх плохо пахнуть
Синдром Секкеля
Синдром Секкеля и врожденная карликовость
Эбола: распространение, симптомы, диагноз, лечение
Что такое МРТ
Что такое МРТ: как его делают, как работает, типы
Простые секреты продлят жизнь ваших родителей
Техника подъема тяжестей, чтобы избежать травмы
Как отказ от курения улучшит вашу внешность
Как успокоить нервы
Аир с солодкой
От ангины поможет облепиховое масло
«Бабушкины рецепты» против псориаза
9 народных средств от болезни витилиго
Признаки приближающейся смерти
Что может вызвать слизь в стуле?
Цвет мочи
Что цвет мочи говорит о здоровье
Симптомы дефицита и передозировки витамина А