Простые вещи, о которых мы забываем, общаясь с ребенком

Мы взрослые, ответственные, умеренные и легкомысленные, настойчивые и уверены… Но мы — взрослые. Имеем собственный опыт, знания, навыки, образование, которое получали длительное время и которая помогает нам выжить в нашем таком непростом мире. С приобретенным отцовством, наша ответственность усиливается и проявляется у каждого по-разному: у одних — заботой о семье, детях; в других — в поглощении работой; а еще у других — отцовство воспринимается как «переход на другой уровень», как отметка о выполнении еще одного пункта в своем жизненном плане.

общение с ребенком

При этом достаточно часто мы забываем элементарные вещи, которые нужно помнить при общении со своими детьми, ведь мы для них теми же значимыми фигурами их детства, общение с которыми накладывает такой сильный отпечаток на всю последующую жизнь. Жизнь наших детей. Их будущее. Их счастье, успешность, самооценку, стремление к самореализации, социализации, наконец. Почему именно в общении, а не воспитании? Да потому, что сам термин «воспитание» в нашем понимании со временем видоизменился — от понятия «выращивать» мы незаметно перешли к понятиям, содержащих директивную основу: контролировать, влиять, научать…

Что именно забываем? Давайте вспомним…

  1. При общении с посторонними мы не позволяем себе пренебрежительное отношение, превосходство, категоричность, командный тон. Почему, пусть иногда, но мы позволяем себе это в разговоре с собственными детьми? Потому, что они свои? Не могут дать достойный ответ? Потому, что они беззащитны перед нами в своей любви к нам?
  2. Вспомните свою последнюю беседу со своим ребенком и попробуйте услышать слова, оговорены к ребенку с ее стороны: или учтена была при этом достоинство ребенка, его планы (поверьте, они у нее есть и не менее важные для нее, чем ваши), желание, точка зрения? Вспомните свою интонацию — сколько процентов можно оценить уровень категоричности в ней по отношению к ребенку? Чего было больше в вашем разговоре: просьба приказа, обвинения, сотрудничества или любви?
  3. Теперь попробуйте проанализировать свои мысли и действия, когда вы как родитель наблюдаете сопротивление со стороны ребенка, а вам крайне необходимо, чтобы ребенок выполнила поставленную задачу (например, сделала уроки). Конечно, есть дети, которые любят обучения, которым нравится учиться, познавать, открывать мир… Но эта любовь и стремление также является следствием вашего влияния, или влияния учителя, сверстников, друзей…
  4. Почему мы замечаем проблемы и неурядицы у ребенка только тогда, когда она оказывает наперекор? Ведь, если вспомнить, например, неделю, то три дня хлопот с ребенком не было, а на четвертый вдруг что-то случилось. Возможно стоит замечать своего ребенка не только тогда, когда она делает что-то, не «вписывается» в общий имидж семьи, вашего представления о ребенке и его поведении, а отмечать малейшие победы вашего ребенка. Победы, например, в продолжительности проведенного за уроками времени, обретенной самостоятельно «изюминке» при выполнении домашнего задания, отсутствии жалоб со стороны учителя относительно поведения в школе или на уроках… Каждый такой шаг закладывает фундамент для роста нашего ребенка, усиливает самооценку и веру в себя и свои возможности.
  5. Важным звеном в жизни как ребенка, так и вашей семьи остается школа, ведь именно там ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь следует помнить, что школа имеет определенные требования, программы, критерии оценки…, то есть все то, что помогает переводить нашего ребенка с категории уникальной личности со своими потребностями и возможностями — в категорию среднестатистической личности. Помнить и научиться вовремя расставлять приоритеты для себя, ребенка, семьи — чьим союзником вы будете для ребенка: ее или школы, кого поддержите, поймете. Если ваш ребенок выходит за пределы среднего ученика, существует высокий уровень вероятности, что она станет «неудобной» для школы, тогда где ваше место в этой ситуации: вы вместе со школой пытаетесь «воспитать» собственного ребенка; вместе находите оптимальные пути для ее развития или становитесь бок о бок с ребенком и отстаиваете ее право на индивидуальность, помня при этом, что школа является временным явлением, тогда как отношения с ребенком — постоянным, и только от вас зависит, какими им быть.

Здесь рассмотрена лишь небольшая часть факторов, из которых состоит процесс «выращивания» ребенка. В заключение хотелось бы только напомнить высказывание Юлии Борисовны Гиппенрейтер о процессе воспитания: «Ребенка нужно кормить и защищать, а не тянуть за верхушку и подгонять в ее развитии».

Оставьте отзыв

Польза красных и пантеровых шляпок грибов
Кодирование от алкоголизма по Довженко
Рахит у детей
Преображение улыбки: эстетическое стоматологическое протезирование